Posted 14 февраля 2015, 17:55
Published 14 февраля 2015, 17:55
Modified 31 марта 2024, 09:24
Updated 31 марта 2024, 09:24
МОСКВА, 14 февраля. Информация члена президентского Совета по правам человека (СПЧ) Сергея Кривенко о том, что военнослужащих, проходящих службу по контракту в одной из частей Мурманской области, предупредили о возможном выполнении боевых задач на территории Украины, оказалась достоверной.
Как выяснила «Газета.Ru», контрактники 536-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады воинской части 10544 вступили в конфликт со своим начальством, узнав о возможности отправки на Украину. Издание связалось с обеими сторонами конфликта и получило запись более чем часового выступления замполита, на которой он мотивировал солдат ехать в Донбасс. Замполит подтвердил подлинность записи, но заявил, что его не так поняли.
«Газете.Ru» удалось связаться с одним из военнослужащих-контрактников, согласившимся поговорить на условиях анонимности. Контрактник рассказал, что 28 января 2015 года его и еще 58 военных вызвали на совещание к начальству. Там стало известно, что контрактников направят в военную часть в поселке Спутник в Мурманской области, где располагается 61-я отдельная Киркенесская краснознаменная бригада морской пехоты.
По словам собеседника, им сообщили про дальнейшую отправку в Ростов и намекали на последующую переброску в Донбасс. Всем несогласным предложили написать рапорт об увольнении. Таких оказалось восемь человек.
Уже в Спутнике военнослужащие прошли серьезную боевую подготовку, включающую стрельбы и учения со спецтехникой. Собеседник «Газеты.Ru» подчеркивает, что у него и его сослуживцев не было необходимого обмундирования: «Нас отправили туда в летних берцах и без зимней формы. Думали, что мы там пробудем недолго и вскоре отправимся под Ростов». Часть военнослужащих из-за этого заболели.
Кроме того, им сменили воинские специальности. «Я получил матросскую должность стрелка», — объясняет военнослужащий и говорит, что приказов, обосновывающих это, бойцам не показывали.
31 января в связи с недовольством солдат в Спутник приехал замполит части 10544 подполковник Вячеслав Оканев. Он вызвал подчиненных на разговор, где повторил историю о необходимости их отправки на Украину. В распоряжении «Газеты.Ru» имеется запись беседы Оканева с контрактниками.
«Вы сейчас все выполняете учебно-боевую задачу. <…> Вы отправлены в командировку, вы прибыли сюда, на Спутник, для выполнения учебно-боевых задач. Если будет команда, вы можете поехать дальше в командировку на проведение учений на незнакомой местности».
Командировка, по его словам, может быть в любой военный округ: «Может быть такая ситуация и что бросят к границам Украины, об этом я уже вам говорил, тогда уже там непосредственно могут возникнуть и боевые задачи, и тогда вы будете выполнять боевой приказ. Соответственно, пока на данный момент вас интересует невыполнение приказа. Есть Уголовный кодекс, Конституция и Общевоинский устав, устав внутренней службы, который расписывает эти моменты. Итак, выполняете приказы».
"У нас войну пока еще никто не объявил, почему мы должны воевать за какую-то страну?" — возмутился один из контрактников. "Нам сразу сказали, что мы едем на Украину на войну", — сказал другой военнослужащий.
"Попробую еще раз объяснить, — ответил замполит. — Вы едете на учение на незнакомую местность. Где эти учения будут проходить — это уже другой вопрос. Будут ли эти учения в Брянске, Воронежской области, в Ростовской области, (можете) там остаться. Я не исключаю, что есть вариант перехода на территорию Донецкой и Луганской областей для оказания там непосредственной помощи".
"Да, войну никто никому официально не объявлял. А помогать мы должны по всем понятиям, по человеческим, по этическим, по военным и по всем остальным. Почему именно так мы должны? Потому что вы должны понять, если Украина задавит Донецкую и Луганскую области, то все преступления, которые были совершены на территории Донецкой и Луганской областей вот этими отморозками, они просто легитимизуются, устаканятся, узаконятся и ни один суд это не признает", - сказал он.
"Все преступления, которые они совершили, ты можешь посмотреть в глаза этим детям, старикам, женщинам и сказать «да, я не приехал вас защищать, потому что мне (все равно)…, что убивали, насиловали, грабили вас, разрушали ваши дома», - мотивировал Оканев.
На вопрос контрактников, а если с ними что-то случится, кто «посмотрит в глаза нашим женам и детям», замполит ответил так: "Если вы не хотите защищать, если они задавят Луганск и Донецк… Они сейчас воспользовались 20-летием разгромленности России и что мы там не вели нормальную работу. Они пришли к власти. Дальнейшая ситуация приведет к тому, что они (придут) в Ставрополь, Краснодарский край, Ростов, Брянск и так далее, если вы сейчас не поедете туда и не будете защищать их там, то вы не сможете защитить их здесь".
"Да, вы правы, официально война не объявлена, там можно погибнуть, стать калекой, законодательная база в этом вопросе у нас не устаканена, ее нету, по сути дела, — продолжил замполит. — Но вы все прекрасно понимаете, что вы не одни там… Если что-то случится, я вас заверять о том, что вас не забудут, родным будут выплаты, — не буду (недовольный хор голосов). Но из-за того, что наверху сидят неглупые люди, они сейчас наверняка прорабатывают этот вопрос, чтобы платить деньги. Далее внести в законодательную базу о том, чтобы принять статус участника боевых действий, социальные выплаты, денежные, медицинское обслуживание".
Еще один военнослужащий заявил, что солдат поставили перед фактом в связи с тем, что они "будут переходить границу с Украиной". "Мне перед покиданием Спутника нужна гарантия, что я не буду переходить границу, буду находиться на границе, охранять рубежи. Кто мне даст такую гарантию?" - поинтересовался контрактник. "Я тебе такую гарантию не дам", - сказал замполит.
В конце записи замполит предлагает никому не «чебушить», то есть не распространять информацию за пределы части. Оканев признает, что вопросы есть, и обещает их решить с замкомандира Санджаповым.
«Газета.Ru» смогла связаться с замполитом части. На вопрос, имело ли место такое выступление перед контрактниками, Оканев сказал следующее: "Возможно. Скорее всего, я это и говорил вот в каком плане. Сейчас Донецкая и Луганская области сформировали свои силы самообороны, которые нас как бы защищают. Потому что если они не будут нас защищать, а мы не будем оказывать им посильную помощь в виде гуманитарных конвоев... Потому что украинские лица официально объявили, что планируют проводить парад в Севастополе. Что они за месяц организуют наступление в сторону Чеченской области, а там уже и Ростовская область, Ставрополье, Краснодар, Брянская область. По сути, люди, стоящие на защите Донецка и Луганска, защищают наши области, земли и районы".
"Если вдруг главнокомандующим будет принято решение, то мы выполним его приказ на уровне международного законодательства, тогда мы пойдем защищать, и мы должны быть готовыми к этому", - добавил он, признавшись, что говорил все это "в теории". "Я далек от мысли, что верховный главнокомандующий примет решение в нарушение Конституции. То, что они подают, что мы призывали ехать, — это выхваченная из контекста информация. Я, естественно, не мог говорить, чтобы они брали отпуска и вместе со мной ехали в Донецк или Луганск", - подчеркнул Оканев.
Руководство России и Минобороны все обвинения в участии в конфликте на Украине категорически отрицает. Статс-секретарь Минобороны Николай Панков заявил «Газете.Ru», что это не первая попытка обвинить российских военных в отправке солдат и офицеров на Украину. По его словам, при тщательном анализе каждый раз информация оказывалась ложной.
«Подобные заявления уже были, я с ними разбирался все лето, ни один факт не подтвердился, и в Совете по правам человека об этом знают. Сейчас мы тоже, конечно, все тщательно проверим, но могу заверить, что мы на Украину никого не отправляли, не отправляем и отправлять не будем», — заявил Панков.
Ополченец и координатор негуманитарной помощи ДНР Александр Жучковский, через которого в «отпуск» в Донбасс за время войны отправились тысячи добровольцев, у себя в Facebook предположил, что инциденты со срочниками, которых якобы заставляют подписывать контракт, или с контрактниками, которых заставляют писать рапорт об увольнении, связаны с «перегибами на местах».
«Скажем, из Центра поступила «разнарядка» выделить для отправки столько-то отпускников, а в регионе столько добровольцев не нашлось; местные штабисты захотели выслужиться и для «выполнения плана» на некоторых военнослужащих надавили, журналисты это разнюхали, и «понеслась»… По сути, в российской армии занимаются тем же, чем и мы с самого начала конфликта — просто помогают желающим организованно отправиться на фронт. Отличие от наших добровольцев в том, что отпускники «упакованы» всем необходимым для работы «по полной программе», - написал Жучковский.
Добавим, что на добровольцев особо не повлияли сообщения о том, что "нормандская четверка" в Минске сумела добиться договоренностей по зоне конфликта в Донбассе и что уже 15 февраля там должна быть прекращена стрельба. Так, в Екатеринбурге прошло организационное собрание роты добровольцев, которые готовятся к отправке в Донецкую народную республику, сообщает портал 66.ru.
Журналист спросил одного из них: «Зачем ехать на войну, если объявлено перемирие?» Тот ответил: «Ты правда думаешь, что на этом война кончится? Перемирие не помешает Порошенко засылать диверсантов и провокаторов". Да и не факт, что украинцы вообще будут соблюдать перемирие, считает волонтер.
На подготовку подразделения к отправке новости из Минска не повлияли вообще никак. В актовом зале Школы олимпийского резерва собралось около 40 человек — будущая рота добровольцев. Молодых и горячих нет совсем — все мужики в возрасте от 30 и до 60.
Собрание проводит Владимир Ефимов — председатель Свердловского областного фонда инвалидов и ветеранов войск специального назначения. Ему и предстоит принять под командование один из батальонов бригады «Призрак» (комбриг — небезызвестный Алексей Мозговой), в состав которой вольется формирующаяся рота «Черные ножи».
"Это собрание — последний этап перед отправкой в зону боевых действий. Волонтеры заполняют заявления и небольшие анкеты. В них отмечают боевой опыт и воинскую специальность, которую доброволец освоил, когда служил в армии (неслуживших тут, кажется, нет). Далее следует небольшая лекция о том, куда именно направляется рота и чем ей предстоит заниматься. А также проясняют детали будущего военного быта", - говорится в репортаже.
Ефимов отсеял не служивших в армии молодых людей, а также тех, кто имеет уголовное прошлое и вообще настроен на мародерство. Когда добровольцев попросили поднять руки, если кто уже воевал, то оказалось, что таких больше половины. Как отмечается, около десятка из них уже участвовали в боях в Донбассе.
"Воевать добровольцам предстоит в районе Дебальцевского котла, где ополченцы окружили значительные силы ВСУ. По словам одного из волонтеров, вернувшегося оттуда, после недавних боев у бригады, в которую предстоит влиться екатеринбургским добровольцам, большие потери — много убитых и раненых. Но командир отмечает, что их роту поставят в оперативный резерв и будут использовать как подразделение быстрого реагирования", - поясняет журналист.
О времени выезда бойцов известят за двое суток до отправки. Как и где именно они пересекут границу, командир не сообщает. Но говорит, что российский паспорт им необходим для прохождения таможенного и пограничного контроля. Также предупреждает, что никаких противозаконных «сувениров» (вроде оружия) с той стороны в Россию на обратной дороге провезти не получится.