Posted 14 октября 2014, 15:40
Published 14 октября 2014, 15:40
Modified 31 марта, 11:07
Updated 31 марта, 11:07
Срывы выступлений и концертов стали своеобразным трендом в этом году. С запретами и нападениями «общественников» пришлось столкнуться как известным российским исполнителям, вроде Андрея Макаревича и Дианы Арбениной, так и зарубежным гастролерам: польской группе Behemoth, американцам Marylin Manson, Slayer и Cannibal Corpse.
В преградах, с которыми столкнулись Макаревич и Арбенина, политические мотивы очевидны: певцы делали заявления, которые идут вразрез с официальной линией руководства страны. Между тем о препонах, которые могут встретиться на пути организации концертов, Макаревичу и Арбениной могли бы рассказать много интересного провинциальные оппозиционеры. Любая попытка организовать музыкальное шоу с оппозиционным контекстом в российской провинции наталкивается на противодействие: клубы просто отказывают в предоставлении площадок, опасаясь проблем с властями или драк политических оппонентов друг с другом. Пополнив ряды политических комментаторов, известные музыканты испытали на себе «прелести» бытия российского оппозиционера.
С иностранными рокерами все обстоит несколько иначе. Зарубежные музыканты не делали антироссийских заявлений. Поводом к противодействию их концертной деятельности стало недовольство людей, называющих себя «православной общественностью». Репертуар им не понравился.
В ряде городов выступления рокеров были отменены якобы «по техническим причинам», как это произошло в Уфе, где вдруг накануне концерта Cannibal Corpse закрылся клуб «Агава». В Нижнем Новгороде во время музыкального шоу в зал ворвались люди в масках – это оказалась «проверка» по линии службы наркоконтроля. Ранее в срыве выступлений Behemoth и Marylin Manson отметились «православные акционисты». В Новосибирске они заблокировали вход в клуб, а в Москве пытались напасть на музыкантов, облить их водой.
Примечательно, что в Краснодаре, который пытается выглядеть «бастионом православия», Cannibal Corpse проверяла прокуратура по требованию "Православного союза". Однако в столице Кубани концерт «металлистов» все же состоялся после лингвистической проверки текстов песен. При этом прокуратура запретила менять заявленный трек-лист концерта.
Координатор сетевого клуба «7 Ноября» Дмитрий Якушев, известный антиклерикальными публикациями, считает, что запреты выступлений групп, причисленных к «сатанинским», лежат в общей канве культурной деградации.
«С одной стороны, мы наблюдаем объективное усиление разных религиозных «общественников». Само общество беднеет, деградирует, падает уровень образования. Религия – прежде всего, от бедности и невежества. С другой стороны, всех этих «православных общественников», конечно, используют. Во власти есть «фракции», которые ставят на традиционализм, на союз с церковью. А церковь через эти группы пытается заявлять о себе. Неслучайно эти церковные «активисты» покрываются силовыми органами. Если б не было «зеленого света» со стороны силовиков, то за срывы концертов их бы уже посадили. Но нельзя же посадить Энтео, который откровенно заявляет, что его деятельность поддерживается патриархией», – заметил Дмитрий Якушев в комментарии корреспонденту «Росбалта».
В то же время не все так просто в этих шумных акциях по организации концертов и их срыву. Если бы на самом «верху» власти решили, что репертуар зарубежных музыкантов вреден для россиян, то рокеров просто не впустили бы в страну. Но их впускают, а из «борьбы» с ними тоже изображают шоу.
«Искренне жаль тех рядовых активистов и их сторонников, которые на полном серьезе считают, что подобными методами можно «улучшить нравы». Ведь очевидно, что они здесь воюют с ветряными мельницами. Более того, можно разочаровать этих людей и с уверенностью констатировать факт: своими действиями они только способствуют популяризации столь неугодных им групп. До недавно произошедших скандалов было известно о группах Slayer и Cannibal Corpse лишь понаслышке – теперь оказался вынужден ознакомиться с их творчеством», – прокомментировал ситуацию нижегородский педагог и политик, член совета «Левого фронта» Андрей Рудой.
Новосибирский общественный деятель, представитель сообщества неоязычников Svarte Aske Евгений Нечкасов, наблюдая за происходящим в своем городе, высказал предположение о манипулировании участниками событий. По словам общественника, он лично знает многих участников «противостояния» в Новосибирске: как «православных активистов», так и обиженных неформалов, поклонников зарубежного «металла».
Нечкасов обратил внимание, что по следам срыва концерта в среде неформальной молодежи поднимается информационная волна, анонсируются митинги, пикеты «против запретов концертов» и прочий «джихад мракобесам».
Рокеры противопоставляются «православным активистам» и шире – церкви. На стороне угнетенных и обиженных активно выступают новосибирские оппозиционеры. Тем временем в Новосибирске организуется «Марш мира», на который приходят те самые «защитники неформалов», а на них нападают все те же «православные активисты». Со стороны неформальной молодежи, еще недавно аполитичной, несутся проклятия в адрес общих врагов – «православных активистов»... Так аполитичная молодежь втягивается в политические «разборки».
Во всем этом сценарии был допущен только один прокол: вскоре выяснилось, что среди «православных активистов», организовавших митинг с требованием запретить концерт Marylin Manson в Новосибирске, оказались представители неопятидесятников, церкви «Исход» и секты «Новое поколение». Нехватка в Новосибирске «православных активистов», пришлось сектантов привлекать.
«Подумайте, посмотрите – в каком лагере оказались вы? Стоит ли плясать под дудку лже-православных или ревнителей «свободы»? Ведь страдания по поводу отмененных концертов – это так же убого и ничтожно, как стенания «православных» о рок-сатанизме. Все неимоверно далеко от какого-либо смысла. Общество спектакля, из которого я призываю встать и выйти», – заключил Евгений Нечкасов.
В целом ситуация с запретами и даже стычками вокруг запрещенных концертов сильно напоминает события 2012 года, когда все российское общество погрузилось в обсуждение поступков участниц панк-группы Pussy Riot. По замечанию наблюдателей, наибольшую выгоду от этого раскола «за» и «против» получила власть, выступившая в роли «защитницы традиционных ценностей». Оппозиция же раскололась, потеряв свое протестное единство.
Похожие события разворачиваются и теперь. Вот только эффект со временем может оказаться противоположным ожидаемому. Запреты концертов лишь множат ряды недовольных. В свое время престарелые советские партократы усердствовали в преследованиях неформалов и непонятно-новых тенденций в музыке и культуре. В итоге они получили целый слой разозленных оппозиционеров из числа недовольных неформалов. Тогда партократы сменили партбилеты на церковные свечки и ушли от ответственности. За них ответила рухнувшая страна.
Сейчас те же самые люди со свечками в руках опять возводят запреты в тех сферах культуры, в которых они ничего не смыслят.