Posted 25 августа 2014, 15:52

Published 25 августа 2014, 15:52

Modified 31 марта, 11:57

Updated 31 марта, 11:57

Что волнует «Поколение Zнаний»

25 августа 2014, 15:52
На Селигере в этом году собрались молодые преподаватели, которые хорошо знакомы с проблемами образования. Поэтому участвовавшим в дискуссии политикам, чиновникам и ректорам пришлось отвечать на острые вопросы.

Дискуссия про образование на форуме «Поколение Zнаний», проходящем сейчас на Селигере, изначально обещала быть интересной. Нынешняя смена собрала практически исключительно молодых преподавателей общественных наук: экономики, социологии, политологии, истории, философии. Больше 70% – аспиранты, многие уже защитились. Так что о проблемах образования они знают не понаслышке и явно хотят найти пути их решения.

Организаторы панельной дискуссии постарались это учесть. Модератор Вячеслав Никонов предложил обойтись без пространных выступлений, а сразу начать с вопросов из зала, адресованных к гостям, среди которых были политики, чиновники и ректоры вузов. И не прогадал.

Первый же вопрос «встрепенул» аудиторию. Одна из участниц форума звонким голосом спросила гостей, как они относятся к обязательному распределению выпускников технических специальностей.

Первый заместитель думской фракции «Единая Россия» Николай Булаев прямо ответил: если кто-то хочет через распределение направлять людей на работу в пустыню при зарплате 5 тысяч рублей, то не надо такого распределения. С такой позицией согласился даже его «идеологический противник» из КПРФ Олег Смолин. В итоге гости сошлись во мнении, что студенты могут брать на себя обязательства по добровольному распределению, но только в обмен на дополнительные социальные гарантии со стороны работодателей. Например, завод может платить дополнительную стипендию, предоставлять жилье. Если студент захотел подписать такой договор, то он действительно обязан будет потом «отработать».

Следующий вопрос оказался еще более острым. Он звучал так: «Какие еще реформы в высшей школе нам ожидать?».

«Мне не нравится слово реформа применительно к образованию», – сходу ответила первый заместитель министра образования Наталья Третьяк. Казалось, зал должен взорваться овациями. Однако аудитория недоверчиво промолчала.

Зато аплодисменты смог сорвать Вячеслав Никонов, сумевший такую реформу назвать. Это закрытие вузов, которые, по его словам, «тупо торгуют дипломами». Выдвинул он и еще несколько инициатив. Например – о выделении дополнительных бюджетных мест вузам, готовым развивать перспективные направления наподобие нанотехнологий.

А ректор Российского экономического университета им. Плеханова Виктор Гришин призвал проводить изменения внутри высших учебных заведений. Как отметил Гришин, в его вузе средняя заработная плата составляет 81 тыс. руб., а в Венском университете – 3 тыс. евро, но на каждого студента там приходится гораздо меньше преподавателей. Поэтому, подчеркнул ректор, нужно увеличивать эффективность внутри вузов.

Аудитории явно было интересно. Во всяком случае, дальше острые вопросы посыпались один за другим. Очень многие из них касались бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также судьбы существующий системы научных степеней (кандидат и доктор наук).

Естественно, не обошлось без обсуждения ЕГЭ. Отвечая на заданный вопрос, Наталья Третьяк попыталась перейти в контрнаступление, обратившись к аудитории: пусть поднимут руку те, кто сдавал ЕГЭ и у кого есть к нему претензии. Учитывая, что экзамену не так много лет, а в зале сидели пусть молодые, но все же преподаватели, чиновница, видимо, рассчитывала, что серьезной оппозиции не окажется. Однако если такой расчет и был, то он не оправдался. Молодежь в зале перед авторитетом первого замминистра «не спасовала», и рук поднялось достаточно много. А дискуссия развернулась такая, что модератору в итоге пришлось намекнуть, что есть и другие темы, которые тоже стоит обсудить.

Не постеснялись преподаватели поднять перед высокими руководителями и больной вопрос про зарплаты. Один из молодых людей вежливо, но настойчиво буквально «припер к стенке» членов президиума: на сколько конкретно вырастет зарплата ассистента?

Впрочем, те тоже оказались «не лыком шиты». Виктор Гришин подчеркнул, что это дело каждого вуза, тем самым дав понять: уравниловки быть все же не должно. А Вячеслав Никонов развил эту мысль предельно откровенно. В пример он привел одного из ассистентов своего вуза, который, активно привлекая новые проекты и участвуя в них, зарабатывал в прошлом году в среднем по 287 тыс. руб. в месяц - гораздо больше многих профессоров.

Приятно отметить, что преподавателей волновали не только собственные зарплаты, но и судьба студентов - «под занавес» сразу несколько человек пытались поднять вопрос о стипендиях. Впрочем, время дискуссии к тому моменту уже давно истекло.

Словом, аудитория «Поколения Zнаний» производила очень приятное и профессиональное впечатление. И было видно, что есть вещи, которые эту аудиторию, безусловно, объединяют.

Это показал один из участников, сорвавший шквал аплодисментов, даже не успев сформулировать вопрос. Он лишь сказал: «Я из Севастополя».

По материалам АПН

Подпишитесь