Posted 31 мая 2014, 08:00

Published 31 мая 2014, 08:00

Modified 31 марта, 13:19

Updated 31 марта, 13:19

«Животных надо стерилизовывать, а не убивать»

31 мая 2014, 08:00
Количество бездомных кошек и собак можно сократить, не прибегая к травле и отстрелу, убеждена представитель группы «Зоозабота о бездомных животных в Сочи» Татьяна Лещенко.

В Федеральном Собрании Российской Федерации обсуждается проект закона о защите животных. Внимание зоозащитников тоже привлечено к этому обсуждению. Такой закон давно назрел, но есть опасения, что он не решит всех проблем. Представитель общественной группы «Зоозабота о бездомных животных в Сочи» Татьяна Лещенко рассказала корреспонденту «Росбалта» о подводных камнях в законодательной защите животных и путях решения проблем на примере олимпийской столицы.

– Главное, что, на мой взгляд, должно быть оговорено в законе – это стерилизация. Пока люди будут плодить животных у себя дома и потом выбрасывать их на улицу, никакие приюты, ничто иное не поможет. Их можно хоть травить, хоть отстреливать, но на улице всегда будет куча бездомных животных. Отстрельщики работают в Сочи уже семь лет, и все равно сотни, тысячи бездомных животных плодятся на стройках, и вдобавок выкидывают люди. Я всегда говорила, что даже если всех потравят, то через год-полтора будет та же ситуация. Потому что подрастут все эти выброшенные на мусорку, в овраги котята и щенки – приплод от домашних животных, которых люди не хотят стерилизовать. И вот пока это будет продолжаться, проблема будет возникать вновь и вновь.

– Накануне Олимпиады прошла информация о том, что в Сочи массово отстреливают и травят животных, поднялась волна возмущения, а как обстоит дело сейчас?

– В Сочи работают отстрельщики из фирмы «Бася». Их, отстрельщиков, два человека, они отстреливают ежемесячно от 300 до 500 голов по всему Большому Сочи. Этот план я знаю из личного общения с сотрудниками фирмы. Не отрицали всего этого и в администрации города, когда мы, зоозащитники, стали задавать вопросы. Они подтвердили, что работают, что выделяются из администрации средства. На отстрел и утилизацию, за голову каждого животного из бюджета выделяются деньги, точная цифра мне неизвестна, но около тысячи рублей. Трупы убитых животных отвозят и утилизируют на заводе в Тимашевске, на костную муку.

Массовые потравы произошли уже после Олимпиады. До Олимпиады тоже травили, но не так. Я так поняла, это потому, что мы подняли волну в иностранных СМИ о том, что в Сочи травят и отстреливают животных. Но когда уехали все журналисты, то в Сочи началась просто массовая травля. Есть и фотографии, и видео подтверждающие, и я сама спасала собак, которые были отравлены на улицах. Пострадали, в том числе, и домашние животные. Причем ни до кого было не достучаться. Полиция отказывается, администрация открещивается, но на самом деле потравили и все молчат. Я так полагаю, что это так «готовились» к курортному сезону.

– Каким образом, на ваш взгляд, должна быть построена программа стерилизации бездомных животных?

– Нужна программа массовой стерилизации. Я рассказывала, предлагала даже мэру нашего города – как это должно осуществляться. Он говорил, что есть села, деревни, откуда бабушка не повезет свою собаку, дворняжку, сидящую на цепи, стерилизовать куда-то в город, даже если будет пункт стерилизации бесплатный. Но есть примеры за рубежом, когда работают оборудованные всем необходимым машины – с операционным столом и т.п. Да, эти машины недешевые. Но одна такая машина может решить проблему в городе. А тем более – если взять какой-нибудь сельский район. Вот у нас горная местность, понятно, что из поселка Лоо никто не повезет стерилизовать животное в центр Сочи. Но если приедет такая машина, сотрудники постучат и – здравствуйте, у нас идет программа массовой стерилизации, давайте вашу беспородную собачку стерилизуем… Там же простерилизовали и тут же бабушке во дворе положили, собачка отходит и все! Если такая машина будет ездить, а в ней работать хотя бы два врача, то через три-пять лет проблема решится в лучшую сторону.

То, что происходит сейчас, особенно в частном секторе, – это вообще невыносимо. Приплод и в овраги выкидывают, и на остановках выгружают, и что только не вытворяют. Поэтому нужно, чтобы заработали такие программы. Может, эта стерилизация будет осуществляться при поддержке государства, может быть, каких-то благотворительных организаций. Я сама готова ежемесячно выделять какие-то деньги. Если такая машина будет работать, то многие люди подержат эту инициативу.

– Сейчас обсуждается также необходимость регулировки, ужесточения наказания за жестокое обращение с животными. Насколько это актуально?

– Закон о жестоком обращении с животными сейчас не работает, к сожалению, никак. Поэтому хозяева что хотят, то и творят. Вот взял человек собаку, свел ее и выбросил как ненужный мусор месячных щенков, у которых глаза открыты, и они пищат. И никак его не привлечешь к ответственности, ничего ему не прикажешь, куда ни обращайся, какие доказательства ни представляй. Считается обычным, что люди, когда хотят, могут выкинуть котят ненужных, как вещи, как пальто старое. И это большая проблема.

– Есть ли в готовящемся законе какие-то аспекты, которые уже настораживают зоозащитников?

– Там очень неоднозначно по поводу умерщвления агрессивных животных. Возникает вопрос – кто будет оценивать агрессивность и как они будут это делать. Когда задаешь вопрос отстрельщикам, они говорят: мы по вызовам работаем, люди нам звонят, говорят, что где-то собаки агрессивные или в стаи собираются, мы едем и отстреливаем. Ну так под это можно что угодно подвести. Понятно, что где-то собачьи свадьбы – это может быть опасно. Но с другой стороны, порознь эти собаки вообще не представляют никакой опасности. Если бы они еще были стерилизованы и кастрированы, никаких гормонов не играло бы, то все вообще было бы нормально.

– Насколько эффективно решает проблему беспризорных животных создание приютов?

– Во время Олимпиады с помощью фонда «Вольное дело» в Сочи построили частный приют «Поводог». Они вывезли собак из олимпийской деревни, спасли их. Приют построили полгода назад и можно уже сказать, что он никак не решил проблему. Он переполнен, а на улицах все то же самое – опять кучи щенков и котят.

Дело в том, что на стройках осталось много животных и там же они наплодились. И мне звонили не раз, говорили: вот у нас на стройке 20-30 собак, кто-то вызвал отстрел, спасите, заберите куда-нибудь. А куда я заберу? Поэтому нужна программа стерилизации.

– Понадобятся ли меры принуждения в отношении владельцев животных, которые не захотят стерилизовать своих питомцев?

– Я постоянно пристраиваю щенков, котят, которых мне приносят. И я всегда говорю: ну, стерилизуйте свою кошку. А мне отвечают: ой, да это денег стоит, ой, да неохота. А если в законе будет прописана ответственность, то можно будет на хозяев как-то повлиять. Может быть штрафами, может быть еще чем-то. Но что-то делать в этом направлении нужно.

Беседовал Дмитрий Ремизов

Подпишитесь