Posted 5 февраля 2013, 09:43
Published 5 февраля 2013, 09:43
Modified 31 марта, 21:07
Updated 31 марта, 21:07
«Черные» и «белые» списки сайтов составляются в России не столько по суду, сколько с помощью «озабоченной общественности». При этом возглавляют общественные советы сотрудники МВД, ФСБ, ФСКН и РПЦ.
На этой неделе в мире отмечается Международный день безопасного Интернета, причем в России его будут праздновать с особым размахом почти во всех регионах страны. В Москве 7 февраля по этому случаю пройдет международный форум, где выступят представители Google, Microsoft, SafeTech, а также сотрудники Роскомнадзора, Госдумы, ФСКН и других организаций.
Одной из передовых цензурных площадок в России станет Кострома – в этом регионе пользователям Интернета доступ по умолчанию будет открыт лишь к сайтам, существование которых одобрено общественной организацией под названием «Лига безопасного Интернета» (ЛБИ).
Причина выбора Костромы в качестве полигона станет понятна, если изучить состав попечительского совета ЛБИ - туда входит губернатор Костромской области Сергей Ситников, бывший глава Роскомнадзора. Кроме того, в совет вошли председатель совета и бывший министр связи Игорь Щеголев, Владимир Легойда (Московский патриархат), Андрей Герасимов (ФСБ РФ), Алексей Мошков (МВД РФ), Анастасия Подноскова (Следственный комитет РФ), Александр Борода (Федерация еврейских общин России) и другие. Учредитель ЛБИ — благотворительный фонд Святителя Василия Великого, тесно связанный с Русской православной церковью.
Любопытно, что ЛБИ повторила шутку российского интернет-провайдера RiNet, который еще в ноябре 2012 года предложил своим пользователям «уникальный тариф, обеспечивающий доступ только к проверенным интернет-ресурсам - с гарантированным отсутствием сомнительной и противоправной информации». За 810 рублей в месяц пользователи получают доступ исключительно к сайтам: www.gov.ru, www.government.ru, www.minjust.ru, www.fskn.gov.ru, www.minzdrav.gov.ru, www.mkrf.ru, www.fsb.ru, www.mvd.ru и некоторым другим, общим числом около 30. Больше никуда пользователи попасть не могут. Одной из особенностей тарифа было требование подключаться строго по предъявлению паспорта.
Руководители ЛБИ поняли шутку RiNet буквально и предложили пойти по этому пути всем российским провайдерам. Как сообщается, в белом списке ЛБИ сейчас около 500 тысяч благонадежных сайтов. При этом всего в мире на конец 2012 года, согласно данным Netcraft, зарегистрировано свыше 800 млн сайтов. Таким образом, белый список российских цензоров не в состоянии охватить даже 0,1% от всего массива Интернета. Более того, даже если цензоры ЛБИ станут проверять по миллиону сайтов в день, они все равно не будут успевать за появлением новых.
Несмотря на абсурдность ситуации, на московском форуме "Безопасный Интернет" уже заявлен доклад под названием «Позитивный опыт формирования белых списков» - его будет читать 23-летний Даниил Малых, сотрудник российского регистратора доменов ЗАО «Региональный сетевой информационный центр».
Впрочем, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров успел обнадежить 60 млн российских пользователей. «В нашей стране единое и неделимое информационное пространство, не могут на территории одного региона или области действовать какие-то свои правила доступа гражданина к информации», — заявил министр. «Сейчас в Сети существует «Реестр сайтов с запрещенной информацией», которым ведают ФСКН, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Именно этот реестр является единственной законной процедурой фильтрации вредного контента», — напомнил Никифоров.
Действительно, на специальном сайте Роскомнадзора zapret-info.gov.ru с ноября 2012 года ведется единый реестр материалов, распространение которых в Российской Федерации запрещено, в том числе в судебном порядке. Это и есть «черный» список сайтов или отдельных страниц, доступ к которым обязаны закрывать на территории РФ все российские провайдеры. По сведениям правозащитной ассоциации «Агора», в прошлом году в реестр на добровольной основе было внесено 1206 ссылок на неблагонадежные страницы. Кроме того, было вынесено 608 судебных решений о закрытии доступа к информации.
Законодательной базой для цензуры стал принятый осенью 2012 года закон «О защите детей от вредоносной информации». Однако, как сообщил «Росбалту» начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга Павел Хлебкович, в России быстрее и надежнее ограничивать противоправный контент во внесудебном порядке. Для таких ограничений и используются общественные структуры вроде ЛБИ, имеющие соглашения с международными объединениями провайдеров - например, INHOPE.
«Мы заключили соглашение осенью прошлого года. Теперь мы быстро и неконфликтно удаляем опасную информацию с сайтов, зачастую даже не закрывая сами сайты. Так делается во всем мире, включая Европу и США. Так что не надо думать, что мы придумали какой-то особый внесудебный порядок расправы с инакомыслящими – в приоритетах у нас только педофилия, наркомафия и игорный бизнес. Экстремизм или религиозную тематику мы пока не рассматриваем вообще, чтобы избежать кривотолков и обвинений в цензуре. В «черных списках» политики нет и не будет», - успокоил Павел Хлебкович.
Специалисты утверждают, что масштабная деятельность по созданию «черных» и, тем более, «белых» списков основана на достаточно сомнительных законодательных инициативах. Чтобы придать цензуре правовую благообразность, в России в ближайшее время будет разработан специальный закон «О регулировании сегмента Российской Федерации в сети Интернет». Его основной целью является «создание условий, необходимых для реализации информационных прав граждан на безопасное использование сети Интернет», а распространяться он будет на всех без исключения пользователей. Законопроект готовится втайне, а информация о нем появилась в результате утечки фотокопий.
На прошлой неделе член парламентского комитета по СМИ Роберт Шлегель подтвердил, что администрация президента действительно готовит подобный законопроект. Причем, по информации газеты «Ведомости», к его обсуждению из всех представителей интернет-отрасли были приглашены только операторы «большой тройки» и «Ростелекома». Как утверждается, дискуссия должна была состояться 23 января, однако встречу отменили из-за того, что информация о ней стала достоянием общественности.
Наблюдатели полагают, что детали скандального законопроекта будут, наконец, озвучены на предстоящем форуме в Москве. Именно тогда мы узнаем, насколько вульгарно и примитивно мы до сих пор понимали статью 29 Конституции РФ, которая, в частности, гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Евгений Зубарев