Posted 13 декабря 2012, 05:49
Published 13 декабря 2012, 05:49
Modified 31 марта, 22:02
Updated 31 марта, 22:02
В декабре традиционно экономисты, политики и общественные деятели подводят итоги уходящего года. Прошедший политический год был богат на разнообразные события — как прогнозируемые, так и относительно неожиданные. Помимо вполне предсказуемых выборных кампаний в политической системе России произошло несколько знаковых изменений, имеющих потенциал переформатирования властной системы в целом.
Речь идет о законах об упрощении регистрации партий и возврате к выборам губернаторов. Кто-то говорит об откате политической машины назад, кто-то осторожно намекает на возможность «откручивания гаек», кто-то вспоминает диалектическую спираль и рассуждает о выходе на новый качественный уровень вертикали. Наиболее знакомые со всеми нюансами не забывают о том, что возвращенные выборы глав регионов не совсем прямые — механизм партийного выдвижения и согласования кандидатов, президентские «консультации» и муниципальный фильтр от 5 до 10% дают возможность федеральной власти по-прежнему весьма серьезно держать контроль над губернаторами в своих руках.
Однако факт остается фактом — прямое президентское назначение губернаторов, пусть и с подачи правящей партии в регионе, ушло в прошлое. Главное, в чем сходятся большинство экспертов, — в значимости на выборах губернаторов муниципального фильтра. Причем эта значимость, по мнению политологов, будет только нарастать по мере того, как политические партии осознают важность работы на местах для получения голосов в местных органах власти и последующей поддержки своего кандидата муниципалами. А это, в свою очередь, дает повод говорить о возрастающей политической конкуренции и жесткой необходимости для партии власти иметь поддержку населения в каждом конкретном городе и поселке.
На первых после восьмилетнего перерыва выборах губернаторов 15 октября все действующие главы регионов — в Белгородской, Брянской, Рязанской, Амурской и Новгородской областях – были переизбраны, хотя в Брянске, отметим, уже не без некоторых проблем. Однако, как считают, например, эксперты Института Гайдара, в дальнейшем новая модель способна привести к изменению баланса сил между центром и регионами, особенно в случае снижения поддержки федеральной власти со стороны населения. К слову, можно припомнить, что еще год назад, в декабре 2011 г., тогда президент, а ныне — премьер и глава «Единой России» Дмитрий Медведев не исключил, что сделает оргвыводы в отношении региональных руководителей, которые были предложены на свои посты "ЕдРом", но не смогли обеспечить партии успех на думских выборах. За последующие полгода из 20 губернаторов, так или иначе покинувших свои посты, 17 как раз подходили под эти «оргвыводы».
В целом можно говорить, что федеральная власть, вернув в модифицированном варианте выборность губернаторов, на самом деле получила дополнительные инструменты для отслеживания и регулирования собственных рейтингов и контроля за регионами, что, в конечном итоге, действительно способно повлиять на ситуацию на местах, хоть и опосредованно. Уже сейчас тем губернаторам, которые не столько показали плохие результаты партии власти на думских выборах, а скорее получили мощное протестное голосование, стоит опасаться «черной метки» - недовольство населения и, соответственно, симпатии оппозиционным партиям – весьма тревожный для них звонок.
Сравнение результатов «Единой России» и суммы результатов только парламентских оппозиционных партий, например, в Архангельской области дает показательные 31,9% и свыше 65 (!)%, а в Костромской 34,2% и 63,2% соответственно, что наводит на серьезные размышления. Можно также обозначить ситуацию с откровенными заявлениями в телеэфире передачи «Разговор с Владимиром Путиным» о том, что население голосовало против партии власти в пику действующему главе региона (в прямом эфире в декабре 2011 года было зачитано обращение к президенту РФ от жительницы Ульяновска Ольги: «Мы, жители Ульяновска, в основном проголосовали против партии "Единая Россия", потому что хотели добиться отставки губернатора Сергея Морозова»). В Ульяновской области, кстати, оппозиция также показала намного более впечатляющие результаты, чем партия власти, а поддержка лично Зюганова превзошла даже рейтинг собственно КПРФ (24,03% и 23,1% соответственно), что говорит еще и о персонифицированном неприятии власти. Отметим, что на президентских выборах Путин в Ульяновской области снизил свой результат по сравнению с 2004 годом почти на 10%. Как говорится, делайте выводы, господа губернаторы.