Posted 3 декабря 2012, 15:21
Published 3 декабря 2012, 15:21
Modified 31 марта, 22:12
Updated 31 марта, 22:12
Затор на трассе М10 «Москва – Петербург» дал новую пищу для размышлений по теме «Дураки и дороги». Блокирование автомобильного движения на главной автотрассе страны стало предметом обсуждения в кабинете у премьер-министра. Зампред правительства Дмитрий Рогозин рассказал премьеру Дмитрию Медведеву, что дорожные службы и МЧС уже не справляются с ситуацией на дороге, поэтому к расчисткам трасс нужно привлекать части Министерства обороны.
На важнейшей автодороге не хватает снегоуборочных машин и другой дорожной техники – это признали на самом «верху» власти. По данным, прозвучавшим на совещании в правительстве, еще до начала снегопада на 45-километровом участке трассы М10 (с 227 по 272 км) было задействовано всего шесть машин КДМ (комбинированная дорожная техника), один грейдер и один фронтальный погрузчик. «Если посмотреть наличие у соответствующих организаций, у них в три раза больше этой техники. Тем не менее, только треть вышла на дороги», – поделился информацией Дмитрий Рогозин. Он также сообщил, что дорожное полотно, достаточно сложное из- за спусков и подъемов, не было вовремя обработано противогололедными материалами.
Вопросы без ответа задавал и глава МЧС Владимир Пучков на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС. «Неужели было сложно поставить тягачи? Почему пожарные машины вытаскивали заглохшие грузовики, почему нет группы техподдержки? Неужели это трудно сделать? И получается, что из-за одного неподготовленного водителя пострадали десятки тысяч на федеральной трассе», – патетически восклицал министр.
Куда же подевалась техника, об обновлении парка которой любят отчитываться региональные власти? Водители, волонтеры, местные жители, блогеры занялись собственным расследованием ситуации. «На трассе ужас. Сам был тому свидетелем. В пятницу грейдеров не было. В субботу вечером увидел первую колонну снегоуборщиков. МЧС стояли: один в Твери, два в Торжке, три в Киселенке. Все, а на остальных было абсолютно плевать. То, что говорили по новостям, полная чушь. Отдельная благодарность торжокским коммунальщикам. Реально все вычистили, дорога была идеальной», – рассказал в соцсетях местный житель Алексей Дубровский.
«Дальнобои сказали, что видели, как много техники ехало в Москву разгребать завалы там из соседних областей. Так что Тверская область с главной трассой страны просто-напросто осталась без техники, потому что она была в Москве. Вот и не разгребали на М10 ничего, потому что было нечем», – предположил пскович Алексей Кобзарев.
Некоторые федеральные чиновники принялись пенять водителям, которые якобы забыли «переобуть» свои автомобили на зимнюю «резину». Иные просто жаловались на обилие автомашин на трассах. Количество грузовых автомобилей (равно как и легковых) на дорогах страны все последние годы действительно растет. И будет расти в дальнейшем. Поэтому можно предположить, что коллапсы, подобные сегодняшнему на М10 и прошлогоднему на М4, будут только усиливаться.
Застрявшие, поломанные, столкнувшиеся машины в зимнюю пору способны стать причиной значительных заторов. Чтобы они не мешали проезду других автомобилей, их нужно оттягивать в стороны, расчищая «карманы» на трассах, ремонтировать поломки.
В советские времена, в эпоху централизованной плановой экономики, основная часть грузов из региона в регион переправлялась крупными партиями по железным дорогам. За последние два десятилетия по стране расплодилось огромное количество маленьких фирмочек, которые пересылают друг другу товары небольшими партиями на грузовиках. Отсюда – рост нагрузки на автомобильные трассы. По этой причине число единиц дорожной и ремонтной техники должно было бы неуклонно возрастать. Если этого не делать – закупорки автотрасс становятся неизбежными.
Водители-дальнобойщики оказались заложниками собственной работы. В первые дни декабря они мерзнут в многокилометровых очередях. Крепким словцом на дороге «Москва – Петербург» поминают и чиновников, не справляющихся со своими обязанностями, и сотрудников МЧС, которые делают хорошую мину при плохой игре, и журналистов центральных телеканалов. Последние транслируют в эфир радужную информацию из официальных структур – о том, как «разруливаются» пробки на трассе. Водителям, замерзающим в кабинах остановившихся фур, от «позитивных новостей» теплее не становится.
МЧС официально отчитывалось об обеспечении стоящих на трассе водителей и пассажиров всем необходимым, в том числе питанием, водой и т.п. Однако в блогосфере рассказывали, что на самом деле пункты МЧС находились зачастую далеко от застрявших в пробках машин.
«Вот мне интересно, как господин Пучков отнесется к тому, чтобы сходить пообедать в столовую за 25 км? И потом обратно. А ведь на некоторых участках трассы именно столько нужно было пройти, чтобы добраться до пунктов МЧС. У МЧС не было машин, которые могли бы ездить по встречке и отпаивать всех стоящих хотя бы горячим чаем? В войну люди пили кипяток и считали это счастье… На трассе в эти выходные тоже многие бы с удовольствием выпили кипяточку… И бензин можно было также подвозить, не бесплатно – но хотя бы продавать его по рыночным ценам тем, у кого красная лампочка уже мигает на приборной панели», – написал в соцсетях петербуржец Владимир Рыбаков.
Особое раздражение вызывали сообщения о том, как российское МЧС отправляет гуманитарную помощь пострадавшим от урагана жителям США. «Помочь Америке – да, помочь своим – а зачем, сами справятся», – звучало характерное мнение.
Попавшим в затор пришлось бы намного сложнее, если бы им на помощь не пришли добровольцы-волонтеры. Однако чиновники этой поддержке рады не были. «Дальнобойщики в «15 канале» хвалят волонтеров за хлеб, воду, сигареты и говорят, что «МЧС такое даже и не снилось», и хают ТВ, что типа «зато по телеку говорят, что и топливо подвезли и горячее питание и все окей», – рассказали социальные активисты. Гражданская активность добровольцев вызвала тревогу властей. Интернет-СМИ и блогосферу облетел рассказ одного из волонтеров. По его словам, когда добровольцы раздавали хлеб и воду стоявшим в пробках водителям, к ним подъехал лично губернатор Тверской области Андрей Шевелев и потребовал свернуть волонтерство.
«Является пред наши очи лицо, которое я до этого видел только в Инете и по телеку – его величество губернатор Шевелев. Абзац. Подходит, начинает орать на нас, что мы создаем пробку на трассе. У меня пропадает дар речи. Нам говорят, что, если в течение пяти секунд мы не исчезнем отсюда, то поедем в РОВД», – поведал очевидец.
Помимо РОВД, власти пригрозили общественникам еще и вызовом сотрудников госнаркоконтроля – чтобы отправить на экспертизу продукты, которые волонтеры раздавали мерзнущим водителям. Типа, нет ли там каких «запрещенных веществ». Удивительно, что общественников не заподозрили в измене родине.
В такой реакции властей нет ничего удивительного. Кооперация российских граждан может показать, что взаимопомощь эффективнее чиновников. Перед кем тогда будут надувать щеки российские бюрократы, рассказывая, как они оперативно разрешают проблемы граждан?
Тем временем синоптики передают неутешительные вести – зима, говорят, только начинается.
Дмитрий Ремизов