Posted 5 сентября 2012, 15:46
Published 5 сентября 2012, 15:46
Modified 31 марта, 23:36
Updated 31 марта, 23:36
Свердловская область «внезапно» стала горячей точкой. В первых числах сентября в уральских городах стартовали три голодовки и одна забастовка.
В Новоуральске около 80 работников компании «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) объявили голодовку, требуя погасить задолженность по зарплате. В понедельник три депутата Краснотурьинской городской думы начали голодать в знак протеста против планов по закрытию Богословского алюминиевого завода (БАЗ). Ранее в Краснотурьинске прошли два митинга протеста против ликвидации предприятия. В Верхней Синячихе 30 сокращенных работников металлургического завода (ВСМЗ) сочли голодовку единственным шансом получить долги по компенсациям за отпуска и вынужденное увольнение. А 15 горнорабочих на шахте «Красная шапочка» в Североуральске отказались подниматься на поверхность, выдвинув экономические требования к руководству предприятия. К этим четырем вспышкам социального протеста может добавиться и пятая: рабочие обанкротившегося этим летом лесоперерабатывающего комбината «Урал-Лобва» также готовы отказаться от приема пищи.
Все предприятия, сотрудники которых сейчас вышли на акции протеста, лихорадит уже не первый год. Однако синхронность выступлений говорит о том, что уральская промышленность находится на грани коллапса.
Ситуация на АМУРе обострилась еще в 2008 году, когда в результате резкого падения спроса на автомобильную технику завод снизил объемы производства.
Причиной волнений вокруг Богословского алюминиевого завода стали угрозы владельца – компании РУСАЛ – закрыть нерентабельные мощности. Падение цен на алюминий при больших энергозатратах делает производство невыгодным.
Проблемы у ВСМЗ начались в прошлом году. Тогда заявлялось о трудностях со сбытом продукции, поставлявшейся на европейский и американский рынки. Сначала рабочим стали нерегулярно выплачивать зарплату, а в декабре производство и вовсе остановили.
С 1 августа были уволены сотрудники Лобвинского лесопромышленного комбината и биохимического завода.
Трудовой конфликт на североуральской «Красной шапочке» выпадает из этого ряда, так как работа у шахтеров пока есть. Собственно, поэтому горняки не голодают, а объявили забастовку, оставшись под землей после окончания рабочей смены и требуя повышения зарплаты, а также изменения графика работ. Впрочем, если БАЗ в Краснотурьинске остановится, то добываемые на «Красной шапочке» бокситы станут невостребованными.
В кризисных ситуациях протестующие выдвигают требования как к собственникам предприятий, так и к региональным и федеральным властям.
От «хозяев» пытаются добиться возврата задолженности по зарплатам и других выплат: владельцы выжали из предприятий максимальную прибыль, а расплачиваться с работниками не торопятся. Так, в апреле ВСМЗ подало в Арбитражный суд Москвы заявление о признании его несостоятельным. Одновременно появилась информация, что собственники – кипрские оффшорные компании – начали выводить средства с заводских счетов, включая прибыль от продажи оставшейся на складах продукции. На основании этих фактов Алапаевская городская прокуратура инициировала проверку на предмет установления в действиях руководства преднамеренного банкротства. В июле арбитражный суд назначил на ВСМЗ конкурсного управляющего.
Ситуация с БАЗом оказалась осложнена конфликтом между структурами двух олигархов – Олега Дерипаски (РУСАЛ) и Виктора Вексельберга («Комплексные энергетические системы»). Топ-менеджеры РУСАЛа, закрывая производство на БАЗе, кивают на высокие тарифы, заламываемые энергетиками. «Люди Вексельберга», в свою очередь, советуют производителям алюминия модернизировать мощности, чтобы уменьшить потребление электроэнергии. Не случайно в Краснотурьинске в один день прошли два митинга: на одном требовали снизить энерготарифы и ругали Вексельберга, на втором – винили Дерипаску в нежелании вкладываться в производство.
Наблюдая эти конфликты олигархов, уральцы готовы воскликнуть: «Чума на оба ваших дома!". Во время акций протеста уже зазвучали предложения национализации промышленности - ведь если бы промпроизводство и энергетика были в одних руках и управлялись по единому плану, то подобного конфликта корпораций просто не могло быть.
Понимая это, уральцы по привычке обращаются к власть имущим. Но последние воротят нос от проблем земляков. Региональные СМИ цитируют высказывание министра промышленности Свердловской области Александра Петрова. Оказалось, что чиновник не считает три голодовки и одну забастовку чрезвычайной ситуацией. «Их по пальцам можно пересчитать», – сказал министр, имея в виду количество протестных акций.
Возмущение трудящихся вызвала и «отстраненность» полпреда президента РФ Игоря Холманских. С негодованием были встречены сообщения информагентств о том, что «защитник человека труда» во время акций протеста обсуждает вопросы организации регионального рок-фестиваля и поддержки хоккея на траве.
Кроме региональных властей, «достается на орехи» и чиновникам федерального уровня, в том числе самому главному из них. В Интернете набирает популярность видеоролик, в котором протестующие из Верхней Синячихи вспоминают, что уральцы голосовали за Владимира Путина, но теперь потеряли веру в своего избранника. Кроме слов сочувствия, в комментариях к ролику можно встретить и злорадные высказывания иногородних оппозиционеров: «так вам и надо».
Участники акции протеста в Краснотурьинске тоже намерены писать открытое письмо президенту РФ.
«В декабре 2011 года состоялось совещание с участием Путина, Вексельберга, Дерипаски, правительства Свердловской области, и было принято решение о модернизации БАЗа. Никто тогда не сказал, что его будут закрывать, что он убыточен. И после того, как прошло это совещание, буквально через три месяца начали отключать электролизные ванны. Это что было – дешевый обман? Пусть нам тогда прямо скажут, что нас просто обманули, и гарантом этого обмана были высшие лица государства. У нас люди в городе понять не могут – как же так, там же Путин был, сказал, что все будет нормально…», – рассказал корреспонденту «Росбалта» участник голодовки Ильдус Хакимов.
Ранее краснотурьинцы уже обращались к президенту РФ, но получили отписку из правительства. Теперь рабочие Урала подкрепляют свои требования акциями протеста, надеясь все же обратить внимание Москвы на свои проблемы.
Прогнозы «жаркой осени» в России, в связи с новыми кризисными явлениями, похоже, начинают сбываться.
Дмитрий Ремизов