Posted 13 августа 2012, 10:07
Published 13 августа 2012, 10:07
Modified 31 марта, 23:58
Updated 31 марта, 23:58
После дела ЮКОСа многие компании решили отказаться от вывода прибыли в оффшоры. Но одно из крупнейших химических предприятий России – «Тольяттиазот» - видимо, к таким переменам пока не готово.
По некоторым данным, предприятие выводило средства за счет реализации продукции завода по заниженным ценам через оффшорные компании Nitrochem Distribution AG и Аmeropa AG, зарегистрированные в Швейцарии, принадлежащие швейцарцу Андреасу Циви и через подставные фирмы владеющие более 30% акций «Тольяттиазота». Такая схема позволяла прилично «экономить» на российских налогах. В ее использовании руководство «Тольяттиазот» чуть было не разоблачили в 2005 году.
Против тогдашнего хозяина «Тольятиазота» Владимира Махлая и управляющего Александра Макарова было возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ: «Мошенничество в особо крупных размерах», «Отмывание средств, добытых преступных путем» и «Уклонение от уплаты налогов». Кроме того, был возбужден ряд арбитражных разбирательств в гражданских судах. Их инициатором стала компания Tringal Equities Inc., которую связывали с группой «Ренова» Виктора Вексельберга, бывшей миноритарным акционером «Тольяттиазота». Именно с тех пор Владимир Махлай с семьей проживает за рубежом, а представители «Тольяттиазота» любые действия, направленные против них, называют попыткой рейдерского захвата.
В 2005-м речь шла «всего лишь» о $84 млн, и руководителям «Тольяттиазота» удалось уйти от ответственности. Ведь перед миноритариями изначально стоит сложная задача. В случае увода прибыли основным акционером за рубеж, согласно российской практике, необходимо доказать точную сумму ущерба, то есть рассчитать недополученную прибыль, выяснив все условия поставок. Ответчику проще – документальные свидетельства (к примеру, переписка об объемах поставок и цен) хранится у него, и достаточно просто не свидетельствовать против себя.
Между тем, сопоставление отчетов менеджмента ОАО «Тольяттиазот» с фактическими объемами продаж, декларируемыми в авторитетных отраслевых агентствах и фактическими ценами продаж, показывает, что в 2008-2011 годах прибыль «Тольяттиазота» ежегодно занижалась на $100-200 млн. В целом за четыре года менеджмент «Тольяттиазот», продавая продукцию предприятия по заниженным ценам «своим» оффшорам, мог вывести около $560 млн недополученной прибыли. Таким образом, недоплаченные налоги в бюджеты всех уровней с этой суммы превышают 3 млрд рублей.
К слову, это почти половина от всех доходов бюджета города Тольятти, которые в 2012 году планировались на уровне 7,7 млрд рублей. Суммы в четырнадцать раз меньшей — 211 млн рублей - не хватило, чтобы не повышать этим летом стоимость проезда в городском транспорте на 3 рубля. Из необходимых транспортникам компенсационных выплат на сумму в 486 млн рублей в бюджете нашлось только 275 млн рублей.
Или, например, на 3 млрд рублей можно было бы обновить весь парк троллейбусов и автобусов Тольятти, состоящий из более чем 400 единиц техники. Пока же начать обновление разваливающихся машин не удается даже в кредит. При этом дороги в Тольятти – отдельная больная тема. Ежегодно городу нужен ремонт 1,5 млн квадратных метров дорожного полотна. В 2011 году удалось найти 456 млн рублей, которых хватило на ремонт лишь трети от необходимых метров. В 2012 году в планах ремонт всего 373 тысяч квадратных метров.
Чтобы покрыть потребности врачебных кабинетов Самарской области в компьютерной технике, области хватило бы и малой толики от 3 млрд рублей – 1/60 части. А еще можно было бы открыть 10 таких детских садов, как недавно построенные «Ладушки-2» на 250 детей. Или же приобрести 3000 машин скорой помощи, парк которых в Тольятти изношен более чем на 80%.
Но «Тольяттиазот» - это еще и тысячи человек, работающих на химическом производстве. Выведение средств предприятия за рубеж бьет по ним напрямую. На оплату труда рабочих «Тольяттиазота» в 2011 году направлено около 1,45 млрд рублей, следует из годового отчета предприятия. $560 млн хватило бы, чтобы в 3 раза увеличить зарплату за этот же период времени всем работникам завода. На эти же деньги можно было провести кардинальную модернизацию производства, внедрить новые технологии, фактически отстроить «Тольяттиазот» заново. И не было бы бесконечных ремонтов, латания дыр в отслуживших свое установках, неизбежных штрафов Росприроднадзора, а главное – аварий, уносящих человеческие жизни.
Однако, похоже, семейство Махлаев уже все для себя решило и не боится окончательно «сжечь мосты» в России. Обычно классическая схема с занижением прибыли через оффшоры заканчивается полным выводом активов: предприятие оказывается должником оффшорных трейдеров и банкротится. Доказать что-либо и вернуть деньги из-за рубежа на этой стадии будет уже нереально.