Posted 16 февраля 2016, 19:00
Published 16 февраля 2016, 19:00
Modified 31 марта 2024, 04:19
Updated 31 марта 2024, 04:19
Тревога по поводу начала большой войны на Ближнем Востоке резко возросла после того, как Турция заявила о готовности к наземной операции на территории Сирии, а Саудовская Аравия дала понять, что рассматривает вариант силового свержения Башара Асада.
Накал страстей достиг пика в минувшее воскресенье, когда МИД Сирии обвинил Анкару в отправке около сотни солдат на территорию страны. И хотя Турция впоследствии опровергла информацию о вторжении в Сирию, обстановка вокруг вооруженного конфликта в этой стране продолжает держать в напряжении весь мир. Речь идет о наступлении на Алеппо сирийских правительственных войск (при поддержке российской авиации) с одной стороны, успехах сирийских курдов - с другой, а также о концентрации турецких войск на границе с Сирией и продолжающихся воинственных заявлениях Анкары.
В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, насколько высока вероятность новой русско-турецкой войны, каково хотя бы примерное соотношение сил основных противостоящих сторон, а также преимущества и недостатки каждой из них.
Примечательно, что практически все опрошенные специалисты уже рассматривают эти вопросы в практической плоскости, исходя из большой вероятности начала боевых действий.
Так, военный эксперт Виктор Литовкин уверен, что война может начаться в случае, если турецкие войска перейдут границу Сирии и начнут боевые действия против сирийской правительственной армии. Тогда, говорит он, Россия, обязавшаяся помогать армии Асада, начнет наносить удары по турецким войскам на сирийской территории.
При этом, как считает Литовкин, никакое НАТО не имеет права поддерживать Турцию, поскольку «мы не нападаем на нее, не пересекаем ее границу, и турки должны знать свое место». «Если НАТО готово поддержать Турцию в этих условиях, тем хуже для НАТО», - сказал он.
Отвечая на вопрос, надо ли понимать, что РФ готова к войне не только с Турцией, но и со всем Североатлантическим альянсом, Литовкин отметил: «Мы не собираемся воевать с Турцией и НАТО, мы не инициаторы этого мероприятия, но будем защищать свои национальные интересы на территории Сирии. Мы будем выполнять свой союзнический долг перед ней».
При этом эксперт уверен, что Россия способна «потянуть» войну с Турцией. «Что такое Турция? Некоторые эксперты подсчитали, что мы потопим турецкий флот на Черном море за считанные часы», - говорит Литовкин.
Публицист, специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид при этом отметил, что турки со своей стороны не будут безучастно смотреть на то, «как войска Асада при поддержке РФ «отжимают» территории на севере Сирии». По его словам, «нынешние успехи Асада, который перерезал Азазский коридор и близок к взятию Алеппо, означают поражение всех тех сил, которых Турция поддерживала в последние годы в Сирии, включая про-турецкое «ДНР», созданное отрядами туркоманов при поддержке бойцов из числа турецких националистов».
Эксперт отмечает, что здесь важен не только политический, но и пропагандистский фактор. «Эрдоган много говорил о поддержке и арабских повстанцев, и, в особенности, туркоманов. Если он допустит вторжение асадистов на их территории, это станет ударом по его престижу внутри Турции. К тому же, атаки курдов на территории, контролируемые различными группами исламистских повстанцев и туркоманов, несут для Турции угрозу радикального расширения и соединения курдских анклавов. В случае успеха они могут вытянуться поясом вдоль почти всей турецко-сирийской границы. Учитывая, что в самой Турции идут боевые действия между отрядами Рабочей партии Курдистана (PПK) и турецкой армией (насчитывается уже свыше 200 тысяч курдских беженцев, бои идут от Вана до Диярбакыра и Мердина), эти события представляет собой серьезную угрозу для турецкого национального централизованного государства в том виде, в котором оно существует сейчас», - уверен Магид.
«Тут, правда, требуется пояснение. Курдское национальное движение в лице его ведущей силы - PПK, не выступает в настоящий момент за государственную независимость Курдистана. Оно требует превращения Турции в конфедерацию автономных общин. Курды выступают с программой «демократического конфедерализма». В соответствии с ней, власть должна концентрироваться не в правительстве, а в самом низу, в руках собраний местных общин и делегатов их советов, полностью подконтрольных собраниям. Это модель прямой демократии подчиняет себе так же и местную экономику, которая призвана служить интересам общины. Функции центральной государственной власти резко сужаются. Но этот проект неприемлем для господствующей в Турции системы власти и даже более опасен для нее, чем идея курдской независимости: курды мечтают распространить данную модель на всю Турцию (кстати, они уже внедряют ее в сирийском Курдистане, Рожаве)», - отмечает специалист.
«Наконец, подобно кремлевским политикам, Эрдоган заинтересован в усилении своей популярности внутри страны путем демонстрации силы. Именно этот, третий, фактор делает столкновение РФ и Турции весьма вероятным. Турецкие приготовления к войне настолько серьезны, что вероятность наземной операции в Сирии очень велика. В то же время, подготовка к войне занимает время. Во-первых, Турция проводит мобилизацию (по крайней мере, частичную). Причем призывников отправляют сразу к сирийской границе. А мобилизация предусматривает переподготовку. Во-вторых, турки накапливают силы на границе. Это тоже занимает время. Логистика современной войны - вещь сложная», - говорит Магид.
При этом он ссылается на мнение некоторых израильских экспертов, которые указывают на то, что турки сконцентрировали для войны с Сирией Вторую полевую армию. Это соединение насчитывает более ста тысяч человек и включает в себя бронетанковые, механизированные, моторизованные и пехотные части. Армия разделена на два корпуса - Шестой и Седьмой. Вероятно, в случае начала наземной операции, Шестой корпус будет отвечать за наступление в направлении города Алеппо и курдского района Африн, а Седьмой - за нанесение удара по сердцу Рожавы — району Джазира на северо-востоке Сирии.
Такая крупная ударная группировка требует серьезной организации снабжения, продолжает эксперт. Он отметил, что Саудовская Аравия также перебрасывает сейчас свои вооруженные силы в Турцию, а возможно и в Иорданию. Похоже, отмечает Магид, «операция будет совместной, турецко-саудовской, причем саудиты перебросили уже в Турцию свои самолеты F-15, а это истребители, предназначенные для завоевания воздушного господства, то есть, они несут прямую угрозу российской авиации, работающей в Сирии».
«Не исключено, что операция будет нацелена на раздел Сирии, и тогда саудиты могут войти с юга, а турки с севера. В любом случае, переброска саудовских войск тоже занимает время, как и согласование при взаимодействии двух армий», - говорит Магид.
«Турция ведет бои с курдами в Диярбакыре и некоторых других городах на своей территории, причем там отряды курдов не очень велики по численности и, возможно, турки хотят сначала раздавить партизанское сопротивление, а уж потом войти в Сирию. Получится у них или нет - отдельный вопрос», - предполагает специалист.
Как отметил Магид, мнения военных экспертов в отношении перспектив новой русско-турецкой войны расходятся. «Возможно, дело ограничится воздушными боями. Это обычное в прошлом явление для Ближнего Востока. Например, советские летчики участвовали в боях с израильскими ВВС в 1973 году, что тогда в СССР не афишировали. К мировой войне в те времена это не приводило. Но следует иметь в виду, что положение Турции более выгодное, так как турки могут перекрыть проливы Босфор и Дарданеллы и тем самым отрезать русскую группировку в Сирии от снабжения, а затем разгромить ее. Однако как отреагирует РФ в случае крупного поражения в Сирии, никто не знает», - сказал эксперт.
Не факт, что в случае начала интервенции в Сирию Россия поддержит армию президента Башара Асада напрямую. Такое мнение высказал «Росбалту» бывший офицер Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), военный эксперт Игаль Левин. Он предполагает, что Москва в этом случае может заявить, что ее основная миссия в регионе - борьба с террором, война с «Исламским государством» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ), поскольку именно под этим предлогом Россия ввела свои военно-космические силы в Сирию.
«Уже сейчас мы видим, что войска Асада насыщены современной техникой из РФ, причем это не только танки Т-90, но и РСЗО типа «Солнцепек», то есть системы массового поражения. Но это все официально используется армией Асада. РФ же официально обладает только группировкой ВКС», - отметил Левин.
«В случае большой войны, - полагает израильский специалист, - Россия может банально перекрасить опознавательные знаки на самолетах с российских на сирийские. Но пилоты при этом останутся те же». В то же время, он считает, что на данном этапе группировка ВКС РФ в Сирии недостаточна для противостояния авиации Турции и Саудовской Аравии.
Открыто Москва вступит в войну с Анкарой только в случае нападения Турции на объекты РФ, например, на Черноморский флот, полагает Левин.
Что касается флотов двух стран, то сегодня, по мнению израильского аналитика, «уже не то время, когда они будут сражаться друг с другом напрямую, по типу «морская дуэль». Тут еще участвует авиация, системы точного поражения, тактические ракеты «земля-море», «море-море», «воздух-море». У РФ, отмечает специалист, большое преобладание в таких системах над Турцией.
С другой стороны, как полагает Левин, если туркам удастся прикрыть с воздуха свои корабли в Черном море, то флот России может понести большие потери - вполне вероятно, что больше половины своих сил.
Но в целом исход этой войны будет решаться все же в воздухе, считает эксперт, по оценке которого ВВС Турции готовы отправить в бой более двухсот самолетов F-16 (многоцелевой истребитель четвертого поколения, который Турция, в том числе, производит самостоятельно по лицензии США, - «Росбалт»).
«Это очень хороший самолет, способный наносить удары по земле, с возможностью завоевания воздушного пространства. По подготовке турки опережают россиян. Это касается и боевого опыта, и налета. В регионе это самые мощные ВВС, и России придется собирать авиацию со всей страны, чтобы иметь возможность противостоять этой силе», - полагает эксперт.
Александр Желенин