Posted 27 августа 2015, 11:30

Published 27 августа 2015, 11:30

Modified 31 марта, 06:35

Updated 31 марта, 06:35

Немножко НАТО уже в Грузии

27 августа 2015, 11:30
Открытый сегодня учебно-тренировочный центр НАТО в Грузии может стать причиной новой конфронтации между Россией и Западом, а также привлечь к республике внимание ИГ. Но в Тбилиси убеждены, что он будет гарантом региональной безопасности.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сегодня лично открыл в предместье Тбилиси учебно-тренировочный центр Североатлантического альянса, придав тем самым особую важность и «знаковость» событию, определенному в Грузии как «историческое». Разумеется, тут же были и премьер, и президент Грузии, и глава оборонного ведомства. Однако и без их присутствия появление натовского центра в Грузии действительно можно считать и важным, и знаковым, что признают серьезные американские аналитики и высокопоставленные чиновники альянса, без конца твердящие, что Москва не должна видеть в нем угрозу России.

В частности, спецпредставитель генсека НАТО в государствах Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай подчеркнул, что центр не является «антироссийским», и ставит целью приближение Вооруженных сил Грузии к стандартам альянса. Вообще же ему, по его же признанию, «очень трудно понять, как может очень большая Россия видеть военную угрозу, идущую от Грузии».

С похожим заявлением выступила и глава грузинского оборонного ведомства Тинатин Хидашели. Она также добавила, что наличие в Грузии учебно-тренировочного центра НАТО «в конечном итоге будет служить безопасности не только Грузии». В Тбилиси особенно подчеркивают, что центр не является натовской базой, и не ставит перед собой целью решение конкретных боевых задач.

Понятно, что все это говорится для Москвы: как только распространилась информация о предстоящем открытии в Грузии натовского центра, российский МИД неоднократно высказывал недовольство по этому поводу, подчеркивая «провокационность» затеи и убежденность, что «появление инструмента Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности». Но в Тбилиси и в Брюсселе ответствовали, что «никакая третья сторона» не может повлиять на планы Грузии и НАТО.

И действительно – грезы НАТО и Грузии сбылись: центр открыт в предместье Тбилиси – Вазиани, где, будто по иронии, прежде была дислоцирована российская военная база. И теперь главный вопрос состоит в том, чем рискует Грузия; какие последствия – позитивные или негативные – ее ожидают; чего на самом деле добиваются НАТО и США, и какие планы в связи с этим вынашивает Россия.

Начнем с того, что открытие центра в Грузии говорит о решительности НАТО интенсивно развивать военно-политическое сотрудничество с Тбилиси, поскольку влиять в целом на Южный Кавказ становится все сложнее. В частности, в Армении дислоцирована российская военная база, и страна эта пока сильно зависит от политической и финансовой благосклонности России. А богатый углеводородами Азербайджан явно старается дистанцироваться от Запада, да еще, не исключено, предоставит России свою территорию под строительство радиолокационной станции, по факту же - военной базы.

Как пишут эксперты американской компании «Stratfor», имеющей репутацию «теневого ЦРУ», Запад не намерен допускать расширения влияния России на территории постсоветского пространства, и новой точкой противостояния этих двух военно-политических антагонистов может стать именно Кавказ, о чем свидетельствует открытие учебного центра НАТО в Грузии. С этим, однако, можно поспорить, поскольку непосредственной угрозы интересам России центр не создаст, хотя негативно отразится на российском влиянии в регионе. Однако некоторые грузинские эксперты опасаются, что появление инфраструктуры НАТО в Грузии создает большую опасность самой стране, поскольку может превратить ее в мишень "Исламского государства" (ИГ).

Опасения, что ИГ «подбирается» к Грузии, неоднократно были растиражированы местными СМИ. По их данным, многие выходцы из Грузии примкнули к рядам "Исламского государства" в Сирии и Ираке, однако гораздо более серьезной угрозой экспертам в Тбилиси представляется их возвращение и соответствующая «активизация» уже на родине в качестве «идеологических бойцов» или «партизан».

Если столь устрашающий сценарий имеет под собой реальную основу (а зародиться она может в Аджарии и Панкисском ущелье), как поступят США и НАТО, позиционирующие себя борцами с ИГ? Нейтрализуют угрозу? Вряд ли. Скорее всего, они открестятся от прямой военной поддержки Грузии по той «причине», что она не является членом альянса. Правда, Столтенберг заявил грузинским властям, что «НАТО надеется на Грузию, и Грузия тоже может надеяться на НАТО». Но, вероятно, у «надежд» есть ограничения, которые, кстати, проявились во время августовской войны 2008 года, к которой альянс продемонстрировал свою полную отчужденность.

В таком случае, то есть в контексте "Исламского государства", Грузия сможет рассчитывать только на соседнюю Россию, и тогда все вернется на круги своя: безвозмездно Москва помощь Грузии не окажет, даже если «неприятности», связанные с ИГ, произойдут на общей с ней границе.

Межу тем министр обороны Хидашели считает, что наличие натовского центра на территории Грузии усилит безопасность страны и ускорит ее вступление в Североатлантический блок. Министр, скорее всего, заблуждается на этот счет: «старая Европа» неоднократно и ясно дала понять, что не желает укрывать Грузию под натовским «зонтиком». Во-первых, это бедная страна с большими территориальными проблемами. Во-вторых, даже теперь, в условиях большого противостояния Европы и России на почве Украины, европейцы не склонны еще больше обострять отношения с Москвой на периферийной грузинской почве – игра не стоит свеч.

Строго говоря, свеч этих не стоило и открытие натовского центра – единственным его эффектом будет подпорченное настроение Москвы и демонстрирование Западом удерживания за собой хотя бы трети Южного Кавказа. А значит, вся эта резонансная история с открытием натовского центра в Грузии больше говорит в пользу того, что НАТО пытается превратить республику в своего рода «буферную зону» или «санитарный кордон». И задействован он будет только тогда, когда это потребуется США или НАТО.

Впрочем, Грузия вообще может быть не использована ими для серьезных дел. Свою действительно большую миссию она уже выполнила в Афганистане – грузинский военный контингент в этой стране, несмотря на большие потери, был и остается самым внушительным по численности из государств, не являющихся членами НАТО.

Надо полагать, что у Грузии есть свой «мозговой центр», который, так или иначе, понимает, что к чему, но срывать сейчас страну с «крючка» НАТО не стоит, да и вряд ли получится – слишком много денег, по меркам маленькой страны, она получила и продолжает получать от Запада. Но при этом Тбилиси не идет на радикальное обострение отношений с Россией, понимая, что если северный сосед сильно обозлится, никакой натовский центр ей не поможет.

Возможно, этим и объясняется риторика премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, лоббирующего урегулирование отношений с Россией. Напомним, Тбилиси практически не присоединился к антироссийским санкциям на почве Украины и старается не устраивать большого скандала даже из-за постоянного переноса российскими военными административной границы с Южной Осетией вглубь грузинской территории.

Кстати, в Тбилиси надеются, что центр НАТО станет сдерживающим фактором для, так сказать, статичности границы. Но, вероятно, НАТО не будет предпринимать никаких действий (вербальные - не в счет) в связи с переносом границы, если Россия не станет захватывать территории крупных сегментов трубопроводов, по которым транзитом через Грузию транспортируются азербайджанские нефть и газ.

Словом, скорее всего, центр НАТО появился в Грузии вследствие американской политики сдерживания влияния России и вообще императивных манер Вашингтона в геополитике, которые не дали никакого позитива ни самой Америке, ни странам, в которых этот, мягко говоря, императив был проведен или проводится.

Как бы то ни было, а Россия, несмотря на «неопасность» центра, не зевает. Не исключено, что именно его появление в Грузии стало одной из причин, по которой российские железнодорожные войска приступили к расчистке абхазского участка железной дороги Очамчира – Ингури, до границы с Грузией. Сначала абхазская сторона озвучила версию, по которой дорогу готовят к капитальному ремонту для возобновления сквозного сообщения по территории Абхазии – то есть от России до Грузии с выходом на Армению.

Но в Тбилиси эту информацию категорически опровергают. Теперь абхазы говорят, что дорогу ремонтируют «для внутренних перевозок», что звучит довольно наивно, имея в виду их полную ненадобность. Так для чего Россия кинула на восстановление дороги 800 человек и соответствующую технику? Уж не для острастки ли – дескать, у вас там натовский центр, но мы можем добраться до вас очень быстро. Тем более, что Абхазия превращена в огромную российскую военную базу.

Кстати, Абхазия весьма нервно отреагировала на открытие учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии. Как передает интернет-портал Sputnik (Абхазия), политолог из Экспертного управления администрации президента частично признанной республики Тимур Шанава заявил, что натовский центр подрывает доверие к политике Тбилиси и обесценивает все его «дружественные заявления». По его словам, в условиях, когда инфраструктура НАТО впервые появляется на грузинской территории, реализация Абхазией и Россией комплекса мер, направленных на создание общего пространства обороны и безопасности, видится вполне оправданной. «Предусмотренные Договором о союзничестве и стратегическом партнерстве между Абхазией и Россией меры позволят эффективно нейтрализовать любые возможные угрозы безопасности Абхазии», - сказал он.

Словом, можно считать, что натовский центр в Грузии способен хорошо поработать на нынче модный «баланс сил», но в то же время он может навредить российско-грузинских отношениям, отношениям России с НАТО, и стать своего рода приманкой для ИГ.

Но поскольку ситуация в мире меняется с калейдоскопической быстротой, и перед Западом и Россией возникают одни и те же угрозы, не исключено, что тренировочный центр НАТО может сослужить России неплохую службу. Равно, как аналогичную службу может сослужить Западу Россия и ОДКБ – последняя сейчас готовится к созданию коллективных авиационных сил быстрого реагирования. Это, пожалуй, стало бы лучшим и оптимистичным объяснением целесообразности функционирования в Грузии учебно-тренировочного центра НАТО.

Ирина Джорбенадзе, Тбилиси



Подпишитесь