Posted 5 марта 2015, 10:53

Published 5 марта 2015, 10:53

Modified 31 марта, 09:07

Updated 31 марта, 09:07

Удар «зеленого» по Кавказу

5 марта 2015, 10:53
Вслед за рублем упали и курсы валют других стран бывшего СССР. Социальные последствия этого, например, в Грузии и Азербайджане были разными: в первой взлетели цены на продукты, во втором власти пока их успешно контролируют.

Вслед за российским рублем начали падать и национальные валюты других республик бывшего СССР. Интересно, что социальные последствия от их обесценивания в разных странах, например, в Грузии и Азербайджане были разными.

Курс азербайджанского маната стал сдавать свои позиции по отношению к доллару гораздо позже, чем большинство других национальные валюты бывших советских республик, хотя и подешевел довольно заметно — почти на треть.

Грузинский лари начал падать практически одновременно с манатом, однако обесценился не так сильно, как можно было ожидать. Зато цены в Грузии выросли непропорционально росту доллара – на некоторые продукты они взлетели аж вдвое, а стоимость лекарств и вовсе приводит население в ужас. При этом ажиотажного спроса на продукты в Грузии не наблюдается – вероятно, это следствие того, что бедным покупать впрок не на что, а для богатых «запасная» политика не актуальна. Зато обесценивание лари мгновенно стало предметом политических спекуляций.

Допустить, что такое может произойти в Азербайджане, где оппозиция существует скорее номинально, пока невозможно. Кроме того, азербайджанское правительство работает куда более продуктивно, чем грузинское, и не только потому, что ему есть чем латать дыры – доходами, пусть и сократившимися, от экспорта нефти и газа.

Когда манат дрогнул – а он обесценился почти на 33 процента, - президент Азербайджана Ильхам Алиев заверил население, что о подорожании основных продуктов питания в республике не может быть и речи. Он пояснил, что в последние годы многие продукты производятся в самой стране, и если кто-либо вздумает завышать цены искусственно, «будет серьезно наказан государством». Отметим, кстати, что и повышение тарифов на коммунальные услуги в Азербайджане в этом году не ожидается.

Обесценивание маната Алиев объяснил тем, что, во-первых, Азербайджан является частью мировой экономики, и процессы, происходящие в регионе и в мире, не могут не отразиться на республике. Во-вторых, на доходы Азербайджана повлияло резкое снижение цен на нефть. В-третьих, в республике при малейшем изменении курса маната население стало массово закупать доллары. И, кроме того, «ситуацией воспользовались спекулянты для получения необоснованной прибыли».

«В такой обстановке валютные резервы Центрального банка стали сокращаться, и мы приняли решение о снижении курса маната. На самом же деле мы вернули прежний курс (уровня 2006 года - прим. «Росбалта»)», - пояснил Алиев.

Как сообщил глава Центробанка Азербайджана Эльман Рустамов, в республике нет оснований для длительного ослабления маната. А глава Государственного фонда социальной защиты Азербайджана (ГФСЗ) Эльман Мехтиев утешил «действующих» и будущих пенсионеров: «Если произойдет изменение в индексе потребительских цен, то по итогам года сумма пенсий и пенсионного капитала на индивидуальных счетах будет автоматически индексирована». По его словам, снижение мировых цен на нефть не повлияло на финансовые показатели ГФСЗ, и прошлый год фонд завершил с значительным профицитом.

Пока, по мнению депутата азербайджанского парламента Айдына Мирзазаде, в республике нет ни социального недовольства, ни экономического кризиса – «нет людей, которых девальвация поставит в невыносимые жизненные условия». «За короткое время все отрегулируется и встанет на свои места, а для той части населения, которая нуждается в социальной поддержке, со стороны государства будут приняты ощутимые меры по их поддержке»», - сказал он агентству «Новости – Азербайджан».

Вместе с тем, по данным азербайджанских источников, в Баку на фоне роста доллара несколько торговых объектов работу приостановили, хотя подорожание импортной продукции в Азербайджане пока резко не выражено. Азербайджанский бизнес считает, что торговые объекты, рестораны и кафе «выживут» и не взвинтят цены, если власти понизят таможенные пошлины.

Но если население способно ограничить себя в приобретении дорогих товаров или сократить визиты в рестораны, то остаться без лекарств оно не может. По данным азербайджанских СМИ, некоторые аптеки, воспользовавшись ситуацией, непропорционально «накрутили» цены на медикаменты, но в условиях конкуренции они не смогут их удерживать, и лекарства, как ожидается, подорожают не более чем на 15 процентов. Ситуацию на рынке медикаментов Минздрав Азербайджана обещает контролировать очень жестко.

Что же касается Грузии, то стоимость доллара здесь «зашкалила» на пару дней, затем стала плавно понижаться, и в настоящее время лари по отношению к американской валюте обесценен примерно на 20 процентов. В принципе, это можно считать вполне приемлемым показателем, учитывая состояние грузинской экономики. Однако в Тбилиси падению курса с удовольствием придали политический характер.

В отличие от Азербайджана, индексацию и замораживание цен на основные продукты грузинам не обещают, а потому граждане ругают правительство открыто, не стесняясь в выражениях. Национальный же банк они почти не критикуют, поскольку, в большинстве своем, не в курсе его влияния на формирование курса и причинно-следственной связи работы правительства и НБГ в контексте изменения стоимости нацвалюты по отношению к доллару.

Зато критикующих Нацбанк, так сказать, "профессионально», по "долгу службы», в Грузии сегодня предостаточно. «После резкого обесценивания лари все чаще можно услышать разговоры о саботаже Национального банка. Экономисты отмечают, что президент НБГ действует в интересах «Национального движения» (партия Михаила Саакашвили – прим. «Росбалта»), и припоминают ему прошлое. В частности, на совести Георгия Кадагидзе (президент НБГ – прим. «Росбалта») - банкротство «Стандарт банка» Бадри Патаркацишвили и атака на «Карту банк» Бидзины Иванишвили. Самое главное, что в данной ситуации правительство Грузии абсолютно беспомощно», - пишет грузинская газета «Резонанс».

Правда, в Нацбанке не раз разъясняли, что девальвация лари была неизбежной по причинам сокращения экспорта, инвестиций, числа туристов, денежных переводов из-за рубежа и вообще - общей ситуации в регионе. Но регулятора обвинили в том, что под предлогом повышения ликвидности коммерческих банков он "увеличил займы рефинансирования" и способствовал обесцениванию лари.

А эксперт Демур Гиорхелидзе и вовсе выразил уверенность в том, что НБГ действует против правительства. Он напомнил, что в начале февраля НБГ «выбросил» 40 млн долларов и увеличил ставку рефинансирования на 0,5%. По его мнению, 40-миллионная интервенция явно была осуществлена по чьему-то требованию. «Прошло 5 дней, и курс вновь начал падать. Даже глупцу понятно, что разыгрывается простая схема: скоро курс упадет еще больше, и так НБГ вредит правительству, которое ничего не понимает», - сказал он.

Другие кричат о том, что вместе с девальвацией лари происходит и "девальвация" правящей коалиции «Грузинская мечта», созданной олигархом и теперь уже бывшим премьер-министром страны Бидзиной Иванишвили. Последний обвинил президента Нацбанка в бездействии, которое провело к «кризису национальной валюты». В распространенном Иванишвили заявлении, в частности, сказано: "Мы имеем дело с созданием неправильных ожиданий в стране, спекулятивными сделками и ажиотажем, для создания которого большие усилия приложили члены «Национального движения» и их «эксперты», которые без всякого анализа и обоснований указывают пальцем на правительство, тогда как, согласно Конституции страны, денежно-кредитную политику определяет Национальный банк».

По словам олигарха, который, как считается, управляет Грузией «из-за кулис», во избежание скачкообразного изменения курса валюты Центробанки других постсоветских стран выделили значительную часть резервов (Армения – 34%, Молдова – 30%), что «позволило обеспечить сохранение стабильной тенденции валюты». А НБГ Грузии потратил всего до 5% официальных резервов (120 миллионов долларов), что не могло дать и не дало результата.

Олигарху возразил эксперт Роман Гоциридзе. По его пояснению, если бы Нацбанк действовал так, как считает нужным Иванишвили, финансовая система Грузии впала бы в полный коллапс и «вырыла могилу грузинской экономике». По его данным, в Армении и Молдове, бросивших на укрепление собственных валют значительные резервы, положительного результата все равно не достигнуто. «Валютные резервы Грузии составляли примерно 2,7 миллиарда долларов. Если бы наш Национальный банк потратил треть, или около 890 миллионов долларов, он бы, наверное, удержал курс на старой отметке, однако всего лишь на время», - сказал эксперт.

Словом, несмотря на то, что по сравнению с другими валютами лари все же выстоял, правительство Грузии должно зашевелиться и, наконец, создать условия для нормального развития местного бизнеса, вполне способного по многим товарным номенклатурам заменить импорт. Достаточно сказать, что в январе 2015 года объем грузинского экспорта в Турцию (это главный внешнеторговый партнер Грузии) сократился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 42%, при этом импорт из Турции возрос на 4%.

Особое внимание правительству следовало бы уделить среднему и малому бизнесу – последний в условиях обесценивания лари страдает более других. К примеру, парикмахерские, громко именуемые в Грузии «салонами красоты», в феврале недосчитались и половины выручки, получаемой ими ранее. В отличие от продуктовых магазинов и аптек, поднимать цены на услуги они не решаются из опасений растерять оставшуюся клиентуру.

Аналогичная ситуация и в небольших мастерских по ремонту автомобилей, пошиву одежды, и т.д. А магазины, торгующие импортной одеждой, скинули цены до смехотворных – сегодня в Тбилиси вполне приличные джинсы можно купить за пять долларов, то есть по цене, вдвое меньшей стоимости килограмма говядины не лучшего сорта. Так что бедное население кинулось покупать впрок не дорогие продукты, а дешевые шмотки: кто же откажется от кофты стоимостью в один доллар, или от куртки за пять «зеленых»?

Что способно предпринять правительство в такой ситуации? Пока оно все раскачивается, разрабатывая «антикризисный план», хотя в условиях стагнации грузинской экономики это следовало сделать минимум на два года раньше. Но, вероятно, все закончится тем, что правительство пойдет по самому легкому пути, дающему кратковременный эффект – распродаст остатки государственной собственности, если, конечно, на них найдется покупатель. Но найдется он только в том случае, если Грузия выставит на продажу стратегически важные объекты. В таком варианте их покупателями наверняка станут российские компании, включая государственные, или «подставные» юридические лица. Это вызовет в Грузии новый политический скандал.

А пока население, вероятно, развлекут и отвлекут от проблем безработицы, пропитания и выживания новым шоу: говорят, что правящее большинство готовится к импичменту «стрелочника» - главы Нацбанка Кадагидзе.

«Мы очень ждем отчета НБГ. Дело может повернуться так, что этим займутся силовые структуры», - цитирует грузинская газета «Алия» депутата парламента от правящей коалиции Давида Лорткипанидзе. По его словам, он далек от теорий заговора, но «… тут (с падением лари – прим. «Росбалта») был разыгран один момент: сейчас они показывают обществу, якобы Бидзина Иванишвили повлиял на курс лари и укрепил его своим заявлением, но почему-то не сделал этого раньше. Значит, народ думает, что правительство заработало деньги, а теперь их побеспокоила совесть и лари начал укрепляться. Этим делом должны заняться силовые структуры. Мы можем усилить работу и идеологически обличить их. В этом плане работы очень много».То есть, сводить счеты будут с главой НБГ, подозреваемого в политической приверженности к Саакашвили.

И вряд ли его спасет заявление, сделанное накануне находящимся в Тбилиси руководителем миссии МВФ Марком Гриффитсом. Он затруднился ответить на вопрос, почему лари стал резко укрепляться в последние дни, сославшись на то, что «это одна из тайных особенностей, свойственных плавающему обменному курсу». Что же касается паники по поводу недавнего резкого, но краткосрочного роста доллара, Гриффитс отметил, что в этом вопросе «не следует искать вину какой-либо одной ветви». По его мнению, обесценивание национальных валют вызвано «внешними факторами и шоками».

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь