Posted 16 января 2015, 10:35
Published 16 января 2015, 10:35
Modified 31 марта 2024, 09:51
Updated 31 марта 2024, 09:51
То, что Запад активно противодействует народившемуся Евразийскому союзу и его движущей силе — России, вроде бы говорит в пользу того, что «заграница» опасается функционирования ЕАЭС в его нынешнем виде, а в расширенном — тем более. Но при этом многие аналитики предрекают новорожденному союзу скорые «похороны». Причем, в ряде случаев приводятся достаточно серьезные аргументы, а не отрицание ради отрицания самой идеи евразийской интеграции.
«Этот блок, подобно Евросоюзу, будет представлять собой единый рынок, будет иметь свою собственную комиссию, суд и банк развития… Однако у нас нет никаких причин полагать, что этот союз станет успешным», — пишет американское издание Business Insider.
По его мнению, союз будет «чрезвычайно несбалансированным», а экономическая ситуация в России крайне сложная — это и падение цен на нефть, и рекордно низкий курс рубля, и санкции Запада. «Могут ли остальные члены ЕАЭС помочь России? Если коротко, то нет», — пишет издание. И поясняет: «Российский кризис в значительной степени сказался на Казахстане. Его валюта подорожала на 50% в рублях по сравнению с первой половиной года. Это в существенной мере усложнило жизнь казахских компаний, которые экспортируют свою продукцию в Россию… Экономика Казахстана является довольно успешной во многих отношениях. Возможно, именно поэтому казахский автократ Нурсултан Назарбаев, который уже очень давно правит этим государством, не хочет слишком тесно сближаться с Москвой. Именно он выдвинул современную идею Евразийского союза, однако теперь он уже не демонстрирует особой заинтересованности в нем, настаивая на том, что Казахстан выйдет из его состава, если сочтет нужным».
Что же касается Белоруссии, она «очень зависима от Москвы, поэтому подвержена негативным последствиям падения курса рубля в большей степени, чем любое другое государство. Как и в России, в Белоруссии тоже появились очереди перед пунктами обмена валют, а ее Центробанк тоже был вынужден резко поднять процентную ставку».
Издание также приводит данные Всемирного банка, в соответствии с которыми треть ВВП Киргизии приходится на денежные переводы трудовых мигрантов, большая часть которых работает в России. «Поэтому рецессия в России может поставить Киргизию в точно такое же положение. Если это случится и с Белоруссией, то в 2015 году большинство членов ЕАЭС будут находиться в состоянии рецессии… Представители ЕАЭС утверждают, что они готовы принять новых членов, однако, вероятнее всего, желающих вступить в него в ближайшее время не будет», — резюмирует Business Insider.
The National Interest (США) в свою очередь считает, что несмотря на формальное начало работы ЕАЭС, «… Белоруссия и Казахстан … испытывают тревожные чувства по поводу своего суверенитета… Наблюдая за событиями на Украине, они проявляют беспокойство по поводу своей собственной территориальной целостности. Быстро приближающаяся рецессия в России угрожает потянуть вниз Белоруссию и Казахстан: не очень успешный старт для первого важного внешнеполитического проекта Москвы с момента развала Советского Союза».
В граничащей с ЕАЭС Польше нового объединения не боятся. Rzeczpospolita пишет, что из задуманного Кремлем блока, способного конкурировать с Европейским союзом, «ничего не выйдет»: «Мы можем не бояться рождения нового мощного блока, так как его раздирают слишком сильные противоречия, чтобы он стал реальной силой. Европе и Польше следует лишь подпитывать их, чтобы пресечь притязания Москвы в зародыше. Объединение Москвой Евразии должно было… заставить прозвонить в Вашингтоне (и тем более в Варшаве) тревожный звоночек. Однако ничего не происходит. И это неудивительно, ведь амбиции России расходятся с ее возможностями».
Впрочем, считает директор по вопросам стратегии исследовательского центра Warsaw Enterprise Institute, директор по коммуникациям компании Sikorsky Aircraft /PZL Mielec Анджей Талага, хотя у ЕАЭС и нет шансов на успех, просуществовать он может несколько десятилетий. «У трех других, помимо Казахстана, членов союза (Белоруссия, Армения, Киргизия) есть лишь одна цель: сохранить потоки денежной помощи из России, которые стали основой функционирования их экономики. Эти страны будут демонстрировать лояльность Кремлю так долго, как им будет это выгодно, и ни минуты дольше».
Он также полагает, что государства-члены ЕАЭС не собираются подчиняться Москве, но в то же время «не хотят портить с ней отношения, поэтому с истинно восточной хитростью соглашаются вступать в надгосударственные образования, даже не помышляя наполнять их реальным содержанием… . Евразия? Бояться нечего. Ведь ничего такого ни в ментальном, ни в политическом, ни в экономическом плане не существует».
А немецкая Deutsche Welle констатирует: «Старт ЕАЭС пришелся на непростой период в экономической жизни России и отношениях между странами-инициаторами союза. Накануне дня рождения союза лидеры Белоруссии и Казахстана позволили себе негативные высказывания в адрес Москвы. Мнения экспертов по поводу происходящего разделились: некоторые полагают, что союз является фикцией, другие считают, что он необходим, но его значение будет осознано не сразу, а для успешного развития потребуется максимально быстрое прохождение России через кризис».
Германское издание также отмечает, что визит в Киев президентов Белоруссии и Казахстана за неделю до начала работы ЕАЭС — не самый лучший знак для Москвы и нового союза. «Ситуация не внушает оптимизма. Казалось бы, к этому этапу интеграции должны быть позитивные достижения, но все наоборот, — заявил DW профессор кафедры торговой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский. — В последние дни мы видим осложнение в отношениях России с ее партнерами. С Белоруссией возникли трения, связанные с транзитом, с Казахстаном — в части поставок электроэнергии и угля в Россию». По мнению эксперта, на этом фоне контакты Лукашенко и Назарбаева с президентом Украины, высказанная ему поддержка говорят о том, что «Белоруссия и Казахстан внимательно следят за сложной ситуацией в России. В этом есть и демонстрация, и практическая озабоченность происходящим».
И далее: «Даже после присоединения Киргизии и Армении к ЕАЭС около 80 процентов ВВП союза будет приходиться на Россию, и именно она будет нести на себе основную тяжесть интеграции. … Это выражается в постоянных уступках и финансовой помощи Белоруссии. …Теперь последуют уступки Киргизии и Армении. В общем, присоединение каждого нового члена будет означать определенные траты со стороны Москвы».
Однако заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин призвал не мерить все только экономической выгодой. «Если для России считать выгоды от ЕАЭС чисто экономически, то это — сплошной убыток, а если считать в комплексе, то будет позитив, — заявил он DW. — Сколько, скажем, стоит присутствие нашей системы ПВО в Белоруссии? Нельзя разделять экономическую и геополитическую стороны присутствия в союзе». По мнению Жарихина, союз «является растущим конкурентом западному энергодефицитному миру».
Активно обсуждается жизнеспособность ЕАЭС в СМИ государств-учредителей нового блока. В частности, некоторые казахские аналитики считают, что кризис в РФ усугубит экономическое положение в Белоруссии и Казахстане, поэтому введение в действие многих норм союза стоит отложить. А газета «Деловая неделя» напрямую задается вопросом: «Не пора ли „притормозить“ евразийскую интеграцию до лучших времен?» «Чем более непредсказуема и сложна экономическая ситуация в соседней стране, тем меньше выгоды от экономической с ней интеграции… Уж слишком напоминает это все пришвартовывание маленьких ботов к огромному тонущему „Титанику“: выгоды от этого никакой, а под воду утянет гарантированно», — пишет казахстанское издание.
По его мнению, Россия из страны, проведшей Сочинскую Олимпиаду, привлекательного для инвестиций в добывающие отрасли партнера и растущей экономики превратилась в государство-изгой, обложенное международными экономическими санкциями. «Российская экономика терпит убытки и испытывает трудности по причине политических шагов Кремля больше, чем от объективных факторов, гипотетическое противостояние которым могло бы хоть как-то продолжать обосновывать экономическую интеграцию».
Аналитики других казахстанских изданий также выражают тревогу по поводу того, что Россия, отрезанная от традиционных рынков, рано или поздно займет рынки сбыта государств нового объединения.
В белорусских СМИ также проявляются антисоюзные настроения. «В 2014 году усилия Москвы были направлены на то, чтобы «мертвой хваткой привязать Белоруссию к Евразийскому экономическому союзу», — отмечает «Наше мнение». Аналитик издания считает, что первопричиной «острых дебатов» о судьбе ЕАЭС и давления на Белоруссию стала ошибка Путина, допущенная им применительно к Украине и приведшая к изменению соотношения сил на постсоветском пространстве не в пользу России. «После украинского провала у Путина остался только ЕАЭС, который должен напоминать русскую по духу и идеологии конструкцию. Отказ даже всецело зависимого вассала — Лукашенко — участвовать в строительстве данного сооружения может уже в недалеком будущем стоить власти самому Владимиру Путину», — пишет издание.
А эксперты, побеседовавшие с газетой «Завтра твоей страны», подчеркнули: «Российский рынок просел, Москва чинит препятствия белорусским товарам. Вот белорусский руководитель и хочет чуть-чуть качнуться в сторону Европы, чтобы получить бонус — инвестиции или конкретные ресурсы».
В свою очередь, «Новый час» подчеркивает, что «Белорусская международная политика в 2014 году разрушила много шаблонов и, возможно, заложила основы новой внешней доктрины. Но судьба режима по-прежнему зависит от Москвы», рассматривающей ЕАЭС как «рубеж постсоветской интеграции». «Но есть ли у Москвы средства, чтобы не дать Минску стать геополитическим ванькой-встанькой?», — задается вопросом белорусское издание.
Аналитики в Минске также считают, что « Ослабление России дает шансы на выход стран региона из-под ее навязчивой „опеки“, но чтобы этим воспользоваться, нужно этого хотеть». Многие также утверждают, что «российский рубль выкопал яму» белорусской национальной валюте, и что промышленный сектор потерял триллионные прибыли. Таким образом, целесообразность функционирования ЕАЭС в условиях острого кризиса в России с полным основанием ставится под сомнение теми государствами, экономики которых еще не разрушены.
Что же касается Армении, некоторые ее аналитики полагают, что Астана и Минск могут превратить ЕАЭС в «живой труп», который будет существовать всего лишь де-юре. Как пишет «Еркир», Белоруссия и Казахстан способны добиться этого невыполнением требований и решений ЕАЭС. Недавно это доказал Александр Лукашенко, нарушив правила Таможенного союза и вернув на границу с РФ таможенные пункты. «Данная перспектива, с одной стороны, может стать спасением для Армении, поскольку ЕАЭС после СНГ станет второй мертвой организацией. Но — только в том случае, если Армения сможет (либо РФ позволит Армении) пренебречь решениями ЕАЭС. В противном случае все решения союза станут обязательными только для Армении и только в случае Армении», — резюмирует армянское издание.
Строго говоря, Армению с ЕАЭС или без оной, более всего интересует экономическая и военная помощь России, поэтому мнения ее аналитиков об участии республики в новом союзе хоть и расходятся, однако менее радикально, чем в Белоруссии и Казахстане.
Но в армянском оппозиционном издании Lragir, традиционно выступающем против участия Армении в ЕАЭС, появилось довольно интересное предположение, в соответствии с которым участие республики в Евразийском союзе «похоронит» Грузия. И вот почему: «Судя по всему, товарооборот Армении со странами ЕАЭС будет неуклонно снижаться. Такая тенденция заметна уже сейчас, и связана она как с финансовыми потрясениями на российском рынке, так и с отсутствием транзитных путей из РФ в Армению. Железную дорогу через Грузию и Абхазию не удалось восстановить, автомобильная дорога большую часть года простаивает из-за климата, и даже паромная переправа из Поти в Новороссийск не работает — как говорят, из-за перипетий с курсом рубля… Грузия фактически становится непреодолимым препятствием на пути полноценного членства Армении в ЕАЭС. Все те заверения о 170-миллионном рынке, росте экспорта и прочем могут быть благополучно похоронены на территории Грузии. Получается, что вступление в ЕАЭС еще больше отдалило Армению от постсоветского экономического пространства».
Ирина Джорбенадзе
В обзоре использованы материалы ИноСМИ