Posted 8 декабря 2014, 09:09
Published 8 декабря 2014, 09:09
Modified 31 марта, 10:20
Updated 31 марта, 10:20
Отношения между Азербайджаном и США портятся быстрыми темпами. Еще одним поводом стало состоявшееся на днях в Конгрессе США, то есть в стране, являющейся сопредседателем Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, торжественное мероприятие, посвященное 23-й годовщине независимости Нагорного Карабаха, не признанного ни одной страной мира, включая Армению. Как передают азербайджанские СМИ, в «торжествах» приняли участие американские конгрессмены, представители армянской диаспоры и «сепаратистского режима». Стороны, среди прочего, обсудили реализацию ряда социально-экономических проектов.
В Баку возмутились. Как передает агентство «Новости – Азербайджан» со ссылкой на Trend, вице-спикер азербайджанского парламента Бахар Мурадова заявила, что произошедшее в Конгрессе «ставит под сомнение позицию США как сопредседателя МГ ОБСЕ». Она потребовала от «представителей Конгресса США, соответствующих структур и управлений внешней политики … разъяснений по данному вопросу».
Как подчеркнула вице-спикер, «По поводу событий на территории Украины США выступают с одной позиции, но по отношению к нагорно-карабахскому вопросу демонстрируется совершенно другая позиция. Не говорит ли это о двойных стандартах?». Кроме того, задалась вопросом Мурадова, «Почему США, выражающие собственное отношение к ряду вопросов в мире путем ужесточения визового режима, экономических и других санкций, принимают «руководителей» сепаратистского режима на самом высоком уровне и позволяют им праздновать годовщину создания режима в Конгрессе?».
Практически одновременно с мероприятием в Конгрессе представитель Госдепа США Джен Псаки раскритиковала ситуацию с правами человека в Азербайджане. И тут Баку не просто огрызнулся - его сильно «понесло». В частности, глава пресс-службы министерства иностранных дел Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что высказывания представителя Госдепа являются «частью попыток целенаправленно политизировать права человека и превратить их в инструмент давления». И что вообще Азербайджан не нуждается в «рекомендациях извне», поскольку с правами человека в республике все в порядке, чего, подчеркнул он, не скажешь о самих Соединенных Штатах.
По его словам, расовые разногласия приобрели в США системный характер, в результате чего в американском обществе углубилось противостояние; появились недоработки в судебно-правовой системе; полиция и правоохранительные органы непропорционально применяют силу; возросло насилие, что подтверждают массовые акции протеста в Фергюсоне и других американских городах . «Считаем, что представитель Госдепа, прежде чем выступить с предвзятыми заявлениями в отношении Азербайджана, должна ответить на обеспокоенность мирового сообщества в связи ситуацией с правами человека в США», - заявил Гаджиев. И указал: США, выступающие «блюстителями» прав человека на международном уровне, должны уделять серьезное внимание правам человека в собственной стране.
Еще меньшую «стеснительность» в высказываниях в адрес США позволил себе глава комитета по правовой политике и государственному строительству азербайджанского парламента Али Гусейнли. Как передает агентство АПА, Гусейнли заявил, что США «должны положить конец полицейскому насилию в отношении своего народа, принять меры, упреждающие проявления расовой и национальной нетерпимости. На международной арене же США в последнее время превратилось из страны, которая борется с терроризмом, в страну, поддерживающую его».
Он также рассказал, что на днях провел встречу с временным поверенным в делах США в Азербайджане Дереком Хоганом, на которой были обсуждены последние изменения, внесенные в азербайджанский закон об НПО: «Было подчеркнуто значение этих изменений в плане обеспечения прозрачности финансирования донорами национальных НПО. В ходе встречи я также посоветовал представителям посольства США пользоваться новыми, лучшими американскими очками при рассмотрении вопросов, связанных с Азербайджаном».
Что касается НПО, финансируемых США и Евросоюзом, и являющихся камнем преткновения в американо-азербайджанских отношениях. Они, считают в Баку, сильно «мутят воду» в республике, то есть пытаются устроить в ней «цветную революцию». С этой точки зрения небезынтересен анализ руководителя администрации президента Азербайджана Рамиза Мехтиева, опубликованный в Vesti.Az. Один из его фрагментов касается деятельности неправительственных организаций в Азербайджане. «Некоторые НПО, - считает он, - направляют полученные гранты не на развитие структур гражданского общества, а на попытки насильственного изменения конституционного строя в стране. Зарубежные доноры, финансируя определенные организации, принуждают их к грубому нарушению азербайджанских законов и стабильности в стране. Тем самым эти доноры фактически занимаются не развитием институтов гражданского общества, а тем, что, выдавая деньги определенным лицам из «пятой колонны», используют их против Азербайджанского государства».
В Белом доме, сказал Мехтиев, дают понять, что зарубежным американским НПО закон не писан: «Так, в подписанном недавно Бараком Обамой меморандуме «О гражданском обществе» открыто говорится, что для поддержки развития институтов гражданского общества за рубежом США должны быть готовы идти даже против законодательства иностранных государств».
Таким образом, «США даже и не пытаются скрывать, что они вмешиваются во внутренние дела других стран. Белый дом открыто заявляет, что организациям, то есть «пятым колоннам», которые работают по всему миру, будет оказываться открытая поддержка американского государства, несмотря на нарушения законодательства этих стран, и делаться это будет ради продвижения национальных интересов США. Для усиления деятельности в указанной сфере меморандумом было даже расширено количество государственных ведомств, вовлеченных в эту политику».
Между тем в самих США, информирует Мехтиев, действует Акт о регистрации иностранных агентов от 1938 г. (FARA), требующий обязательной регистрации зарубежных компаний и организаций. «Так где же равные условия, которых они требуют от других стран?», - задается вопросом азербайджанский чиновник. Говоря о «двойных стандартах» США, он проводит мысль, что большинству государств мира ясно видны явные нестыковки заявленной политики США, ее предвзятость и открытая поддержка «пятых колонн» в зарубежных странах в ущерб двусторонним государственным отношениям. «Следовательно, - полагает он, - эти государства вправе делать соответствующие выводы и вносить корректировки в свои законодательства».
Касаясь политики «двойных стандартов», которая, по мнению Мехтиева, явно видна в позиции США в отношении армяно-азербайджанских отношений, он пишет: «Как могут США закрывать глаза на то, что, оккупировав территорию Азербайджана, Армения проводит здесь военные учения с участием более 40 тысяч военнослужащих и тысячи единиц военной техники, и это прямо у линии соприкосновения двух противостоящих войск? … Так почему же США не осуждают Армению за эту опасную провокацию, в то время как в связи с событиями в Украине в адрес России чуть ли не каждый день делают предупреждающие заявления? … Вашингтону пора понять, что «мягкая сила» эффективна тогда, когда она построена на реализации национальных интересов США, совпадающих с национальными интересами других стран. … Попытки же продвигать свои политические цели, не считаясь с национальными интересами Азербайджана, никогда не будут иметь успеха».
Словом, «наезд» Баку на Вашингтон получился мощный. И, что интересно, на этом фоне азербайджанские эксперты все больше ратуют за экономическую интеграцию России с Азербайджаном, Турцией и Грузией. Напомним, что Россия и Турция тоже обеспокоены «антигосударственной» деятельностью американских НПО в своих странах. Так что и это обстоятельство можно рассматривать как «точку сближения».
Как сказал агентству «Новости – Азербайджан» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, комментируя недавний визит президента России Владимира Путина в Турцию, «В нынешних условиях можно говорить о трансформации уровня отношений в региональной политике, где интересы России могут быть интегрированы в эти (региональные – прим. «Росбалта») проекты». По его мнению, «… наступает новый этап не только в российско-турецких отношениях, но и в региональной политике. Дело в том, что все достигнутые в Анкаре соглашения, в частности, по энергетическому сотрудничеству между двумя странами, предполагают изменение не только географии поставок российского газа, но и изменение всей газовой политики России по отношению к странам Юго-Восточной, Южной Европы, и в целом … Евросоюза».
По словам Велизаде, «Турция последние десятилетия активно участвует в реализации региональных экономических и политических проектов, где она выступает в партнерстве с Азербайджаном и Грузией. Если раньше Россия демонстрировала если не враждебную позицию, но позицию наблюдателя, … то в нынешних условиях можно говорить о трансформации уровня отношений в региональной политике, где интересы России могут быть интегрированы в эти проекты. Этот момент может привнести новые элементы и в развитие грузино-российского политического диалога».
Недовольный Америкой Азербайджан, как видно, делает ставку на Россию и в решении карабахского конфликта, и тоже, кстати, через сближение РФ с Турцией. «Сближение Турции и России может положительно сказаться на урегулировании карабахского конфликта, что подчеркивают даже армянские эксперты. … Турция, с которой Россия будет иметь стомиллиардный товарооборот, может попросить РФ поддержать территориальную целость Азербайджана», - полагает доктор политических наук, профессор Эльман Насиров.
То есть, похоже на то, что чем больше Запад давит на Россию, Азербайджан и Турцию, тем больше взаимодействуют и сближаются эти три страны, две из которых – Азербайджан и Турция – являются стратегическими партнерами. Причем, не только на ниве нефтегазового бизнеса, но и на почве вопросов безопасности и устойчивости власти. Как точно подметил один из азербайджанских экспертов, «Согласившись на строительство российского трубопровода, руководство Турции решило, что экономическая выгода для Турции предпочтительней, чем иллюзия вступления в Евросоюз». Тем более, что в конечном итоге выигрывает бедная на углеводородные ресурсы Турция: «За счет российского газа она превращается в крупный региональный энергетический хаб, и Европейский Союз будет вынужден приобрести российский газ из Турции».
Причем, становление Турции газовым хабом нисколько не противоречит интересам Азербайджана, который и сам способствует укреплению позиций Анкары на соответствующем рынке –функционированием газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум и проектом Трансанатолийского газопровода – он будет сдан в эксплуатацию в 2018 году.
Словом, складывается довольно интересная конструкция сотрудничества Россия-Азербайджан-Турция, которая в перспективе может расшириться за счет Ирана. И в этом нет ничего удивительного – чем громче и настойчивее Запад пытается диктовать свою волю далеко не последним государствам мира, а, фактически, сменить в них власть, тем хуже его слышат и тем больше от него отдаляются.
Ирина Джорбенадзе