Posted 9 июля 2014, 14:40
Published 9 июля 2014, 14:40
Modified 31 марта 2024, 12:41
Updated 31 марта 2024, 12:41
Зажатому между Украиной и Молдовой Приднестровью осталось жить в нынешнем формате полтора года. Если за это время его экспорт не переориентируется на РФ, ПМР погибнет либо экономически, либо политически.
1 января 2015 года вступит в силу Соглашение об ассоциации Молдавии и ЕС. Такая же ситуация и с Украиной. Зажатое между ними индустриальное Приднестровье, 80% продукции которого идет на рынки Евросоюза, сможет пользоваться нынешним режимом наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС еще год. Но политически Тирасполь ориентирован на Москву и присоединяться к Зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС не хочет. Если до 1 января 2016 года экспортные потоки Приднестровья не будут переориентированы на Россию, Евросоюз закроет для непризнанной республики свой рынок.
По подсчетам Тирасполя, из-за ЗСТ между Молдавией и ЕС ПМР может потерять 39% производства, 65% экспорта, 57% внешнеторгового оборота, 36% налоговых поступлений в бюджет и 23% ВВП. По словам президента ПМР Евгения Шевчука, условия ассоциации с ЕС окажут негативное воздействие на металлургический комбинат в Рыбнице, который вновь запустили менее года назад. И комбинат, и другие предприятия ПМР не справятся новыми правилами технического регулирования. «С учетом новых правил по отдельным отраслям, государство больше не сможет оказывать поддержку целой группе предприятий», – сетует президент ПМР.
Другой фактор давления на экономику Приднестровья – экономическая блокада со стороны Украины, введенная еще в 2006 году. Блокада состоит в том, что Украина по согласованию с ЕС и Молдовой не пропускает приднестровские товары без молдавского таможенного оформления, способствуя наполнению бюджета в Кишиневе и его оскудению в Тирасполе.
Несмотря на то, что за эти годы республика адаптировалась (многие предприятия ушли в таможенную юрисдикцию Молдовы), ввоз товаров из Украины сильно уменьшился. Особенно после событий в Крыму и на Донбассе. Так, ввоз продовольственных товаров уменьшился в два раза, от этого цены на продукцию сельхозпроизводства на рынках Приднестровья очень сильно выросли, по некоторым наименованиям в 2-3 раза.
В Приднестровье уже начался острый кризис: нет денег на выплату зарплат и пенсий. "В апреле у нас было недопоступление, неисполнение плана по доходам в размере 5%, в мае данный показатель снизился до 85%, т.е. на 15% доходы не были выполнены и в июне аналогичная ситуация", - сообщила министр финансов ПМР Елена Гиржул. Верховный совет формирует стабфонд для приобретения медикаментов и продуктов для школ, силовых структур, детсадов и больниц. Деньги в этот фонд будут направляться из резервного фонда ПМР, а также из прибыли Приднестровского республиканского банка на сокращение дефицита бюджета. Правительству предоставлена возможность использовать на социалку средства Таможенного, Дорожного, Экологического фондов. Но денег все равно не хватает. В связи с этим было принято решение с 1 июля приостановить доплаты к пенсиям в размере 500 рублей из гуманитарной помощи России, и сократить зарплаты бюджетникам на 15%. По словам первого зампреда правительства ПМР Майи Парнас, «начисленная зарплата выплатится в размере 85%, а 15% государство будет должно. Это вынужденная мера в связи с тем, что внешнеэкономическая ситуация по периметру ПМР ухудшается».
Между тем, главный переговорщик ЕС по углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли Молдова – ЕС Люк Девинь расписывает приднестровцам выгоды, которые непризнанная республика может получить в случае вхождения в ЗСТ ЕС вместе с Молдовой, и они заинтересовали представителей Приднестровья. Ведь 80% экспорта ПМР приходится на страны Запада. Брюссель сулит Тирасполю торговые преференции для приднестровских предприятий. Без этого их продукция станет неконкурентоспособной на европейском рынке. «Если они не смогут воспользоваться преференциями, тогда пошлины в отношении их товаров будут применяться в размере 17%; соответственно, продукция предприятий не будет конкурентоспособной на рынках Европы», – пояснила вице-премьер Приднестровья Майя Парнас после встречи с Девинем.
Президент Украины Петр Порошенко со своей стороны тоже не оставляет надежд вывести непризнанную республику из-под влияния России. Одним из основных бюджетообразующих предприятий Приднестровья является Молдавский металлургический завод (ММЗ), совладельцем которого, по некоторым данным, является украинский президент П.Порошенко. Также ему принадлежат Молдавская ГРЭС и другие местные предприятия, потребляющие газ. Как и другие собственники местных активов, Порошенко заинтересован, чтобы они продолжали работать. Поэтому Киев обещает даже в случае газовой войны с РФ не перекрывать поставки газа Молдове, а вместе с ней – и ПМР, если та согласится войти в ЗСТ с ЕС.
Пока, во всяком случае риторически, власти Приднестровья заявляют о верности планам интеграции с Россией. На евроассоциацию Молдавии Приднестровье отозвалось семью меморандумами о расширении сотрудничества с Россией. «Что касается приднестровской экономики, то есть расчеты – конкретные цифры и показатели, которые показывают серьезные риски, которые наступят при реализации молдавско-европейского соглашения. И в этой связи мы активизируем работу для построения крепких экономических связей с Россией, чтобы минимизировать эти негативные последствия», – сказал президент ПМР Евгений Шевчук 3 июля в Москве на следующий день после подписания меморандумов.
Но это еще не все «пряники». Источник «Росбалта» в Тирасполе сообщил, что в ходе переговоров Брюссель и Киев обещают признают государственность Приднестровья и способствовать признанию оной Кишиневом - при условии, что ПМР откажется от планов политической и экономической интеграции с Россией. «Нам предлагают это уже пятый год, и в Москве об этом прекрасно знают, - сказал он. – Все эти годы Россия отвечала на предложения Запада финансовой помощью: то долги за газ нам простит, то просто денег подкинет. Помогает и сейчас, особенно с ужесточением украинской блокады. Но помощь Москвы это «рыба», а предложения ЕС – «удочка». После Крыма мы думали, что Россия возьмет все восемь областей юго-востока, включая Одесскую, и просто присоединит нас. Но теперь видим, что это не так. По большому счету, у нас нет выбора».
«Тирасполь выбирает между полной блокадой, невозможностью всесторонней помощи со стороны России, и ЕС. Выбор может быть сделан в пользу Евросоюза», – говорит замредактора кишиневского издания «Коммерсант плюс» Артем Вареница.
В Москве зависимость приднестровской экономики от Запада понимают. «Когда мы изучали производственные возможности Приднестровья, то сильно удивились тому, что ряд продукции не просто конкурентоспособен, а очень конкурентоспособен, - заявил по итогам состоявшихся в Москве переговоров с главой ПМР Евгением Шевчуком вице-премьер России и спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин. - Скажем, одно приднестровское предприятие, например, «обшивает» австрийскую армию, между прочим. Поэтому надо иметь в виду, что качество действительно очень высокое, европейское. Сама жизнь заставила делать такого рода продукцию. Поэтому сейчас у нас задача одна – в условиях уже начавшейся экономической блокады создать условия для переориентации продукции, произведенной на территории Приднестровья, на рынки Российской Федерации. Я думаю, что мы это сделаем. Более того, мы думаем над тем, как поддержать приднестровцев с точки зрения создания новых рабочих мест. Это целая большая программа. Она будет осуществляться по линии каждого конкретного министерства. То есть это такого рода план спасения приднестровской экономики. Он уже разработан, сейчас будет внедряться», – заметил Рогозин.
Однако в Тирасполе «Росбалту» затруднились назвать примеры обещанной Рогозиным переориентации. «Никто не знает, как доставить нашу продукцию в Россию в условиях блокады, - заявил источник в ПМР. – Наша промышленная продукция через Украину пока вывозится, но Москва и Киев теперь враги, и никто не знает, что будет дальше. Вы же видите, что Украина даже самолет с Рогозиным завернула. В Москве, может быть, рассчитывают, что экономический кризис этой зимой вынудит Киев смягчить свою позицию. Но, честно говоря, я не уверен, что мы тут протянем дольше».
Одним из маркеров дальнейшего поведения Тирасполя эксперты считают его реакцию на поступившее вчера обращение о признании со стороны самопровозглашенной Луганской народной республики. Комментариев из ПМР пока нет, и если молчание затянется – это с определенной натяжкой можно будет считать знаком, что тема России постепенно уходит с приднестровской повестки. Впрочем, моральное право молчать у Приднестровья есть: ведь оно само до сих пор не признано Россией.
Павел Кривошеев