Posted 18 июня 2014, 18:03

Published 18 июня 2014, 18:03

Modified 31 марта, 13:03

Updated 31 марта, 13:03

Их ответ Кремлю?

18 июня 2014, 18:03
Как экономически слабая Украина смогла ответить кремлевской пропагандистской машине? Своей версией на этот счет поделилось американское издание Boston Mail, сообщают российские СМИ.

Последние месяцы внимание многих европейцев обращено на Украину, где 9 месяцев назад политическая стабильность уступила место экономическому и социальному кризису. Сводки из Донецкой области, где киевские власти пытаются подавить пророссийское ополчение, стали обыденностью для европейских газет и телеканалов, за ходом военного конфликта следит весь мир. Однако одновременно с этим в сетевом пространстве развивается другая война – информационная.

В Европе она интересна только узкому кругу специалистов, хотя протекает куда более интенсивно, чем вооруженное противостояние в Донецкой области. Не прекращаясь ни на секунду, она затрагивает куда больше людей, а финансовые затраты на ее проведение, возможно, превышают расходы Киева на АТО. Об ее особенностях, инструментах и ключевых игроках подробно рассказывается в закрытом докладе немецкой консалтинговой компании «Медиасопротивление», который оказался в распоряжении редакции.

Авторами документа приводится подробный разбор действий украинской стороны, которые позволили одной из беднейших стран Европы вести активную пропагандистскую работу в российской блогосфере силами российских же блогеров. Весомым подспорьем в решении этой задачи стала финансовая помощь «евромайдану» со стороны украинских олигархов и американских правительственных фондов USAID, NED, IRI и NDI. По каналам этих организаций велось финансирование либеральных журналистов, оппозиционеров и целых партий, пользующихся популярностью в российском сегменте Интернета. Отмечается, что ради этой цели усилия объединили крупнейшие украинские предприниматели, которые на время политического кризиса заключили своего рода пакт.

Проводниками ценностей «евромайдана» в России стала уже готовая сеть интернет-специалистов и влиятельных спикеров, имена которых также приводятся в документе. При этом, наиболее влиятельные фигуры в этой комбинации далеко не всегда известны широкому кругу интернет-пользователей. Так, имя Олега Козловского мало что скажет рядовому россиянину, однако именно он фигурирует в докладе как один из центральных элементов пропагандистской машины. В небольшой справке сообщается, что он уже несколько лет активно сотрудничает с фондом IRI, а также был одним из важнейших активистов мэрской кампании Алексея Навального, проводившейся летом прошлого года. Указывается, что его ресурс Stopfake, разоблачающий «российскую пропаганду», также получил грант американского фонда, обойдя проекты конкурентов. По оценке экспертов, эффективность Stopfake находится на относительно высоком уровне, хотя в России его популярность и востребованность значительно ниже, чем на Украине. Кроме того, некоторые «фейки», разоблачаемые экспертами проекта, по всей видимости, являются провокациями самих активистов «евромайдана».

Как уже отмечалось выше, в борьбе за грант на контрпропаганду Козловский обошел своих конкурентов, и здесь всплывает имя еще одного активного участника кампании А. Навального. Максим Кац был ранее известен покерным энтузиастам по всему миру – он был активным и успешным игроком, а затем и бэкером, спонсируя участие в турнирах способных игроков. Однако в 2011-м году он увлекся политикой, последовательно продвигая в своем блоге либеральные взгляды и критику российских властей. С началом украинского кризиса Кац занял открыто антироссийскую позицию, и даже на время запустил проект «Антипропаганда», который по принятой самим Кацем методике определял объем искажений информации в новостных материалах российских и зарубежных СМИ. Результаты исследований «Антипропаганды» не раз подвергались критике со стороны прокремлевских блогеров – согласно им, украинские журналисты не позволяли себе манипуляции фактами, а в сюжетах российских медиа старательно избегалась правда. После того как властями РФ были приняты поправки, налагающие ограничения на анонимные переводы, «Антипропаганда» также внезапно закрылась, как в свое время появилась на свет. На данный момент оппозиционер рассматривает возможность открыть в Киеве филиал своей урбанистической инициативы «Городские проекты», финансирование которой, вероятно, будет производиться уже европейскими деятелями.

Еще одно имя, упоминаемое американскими экспертами чаще других, - Виталий Шушкевич. Этот оппозиционный интернет-технолог не скрывает, что получает финансирование по линии IRI и является завсегдатаем мероприятий, организуемых этим фондом в европейских странах. В марте этого года он был одним из наиболее агрессивных критиков присоединения Крыма, призывая украинцев не повторять ошибок Саакашвили и убивать «российских агентов» на месте. Согласно приведенной в докладе справки, в настоящее время Шушкевич помогает вести избирательные кампании ряда оппозиционных кандидатов в Мосгордуму.

Однако, критика властей со стороны либеральных активистов – явление для России скорее традиционное и удивления не вызывает. Куда неожиданней для многих стала поддержка украинской революции со стороны правой партии «Демократический выбор» во главе с Владимиром Миловым. Именно Милов назвал сожжение заживо нескольких десятков пророссийских демонстрантов в Одессе «сопротивлением местного населения в самом что ни на есть иллюстративном виде». Вслед за этим политик опубликовал обращение к жителям Донбасса, в котором заявил, что они «не русские» и потребовал от них «не втравливать Россию в свой внутренний конфликт». Примечательно, что один из соратников Милова по партии - блогер Станислав Яковлев, в течение нескольких последних критиковавший либеральную оппозицию, в освещении ситуации на Донбассе занял последовательно проукраинскую сторону.

По предоставленным в докладе данным, источник финансирования политической партии Милова – структуры, близкие к новому президенту Украины П. Порошенко. Именно этим и объясняется резкий идеологический разворот, предпринятый партией 9 месяцев назад.

Авторы доклада отмечают и крайнюю эффективность использования оппозиционным движением анонимных юмористических аккаунтов в Твиттере. В силу фактического отсутствия контроля над системой микроблогов и неизвестности авторов их сообщений, борьба с ними представляет для российских властей практически неразрешимую задачу, чем на данный момент активно пользуются украинские технологи в России.

Эксперты отмечают, что рост числа пользователей блогов и соцсетей в России до определенного момента играл на руку либеральной публике, поскольку в первую очередь доступ к ним получали представители среднего класса, склонные к либеральному мышлению. Однако в последние несколько лет основной прирост достигается за счет жителей провинции, среди которых поддержка власти находится на высоком уровне. Этот феномен значительно изменил баланс мнений в российской блогосфере, и, по мнению экспертов, пропаганда среди этой части населения является на данный момент важнейшей задачей украинских «агентов».

ИА «Мосмонитор» - по материалам издания Boston Mail

Подпишитесь