Posted 29 мая 2014, 12:29

Published 29 мая 2014, 12:29

Modified 31 марта, 13:21

Updated 31 марта, 13:21

«Майдан» по-абхазски

29 мая 2014, 12:29
За попыткой силового захвата власти в Абхазии может стоять разборка местных кланов или желание Москвы избавиться от «неудобного» президента республики Александра Анкваба. Впрочем, не исключено, что в «Стране души» открыт «второй фронт» против России.

Президент Абхазии Александр Анкваб квалифицировал беспорядки в Сухуме как попытку силового захвата власти. Похоже на правду, поскольку оппозиция штурмовала госучреждения, включая администрацию президента. А один из оппозиционных лидеров – бывший вице-президент Рауль Хаджимба – заявил, что координационный совет оппозиционных сил берет на себя временное руководство республикой с формированием всех необходимых структур.

Оппозиция требует отставки президента и всего руководства Абхазии. Она обвиняет его в раздаче паспортов этническим грузинам, проживающим у границы с бывшей метрополией, и не отрекшимся от грузинского гражданства, что «подрывает основы безопасности республики».

Кроме того, Анкваба упрекают в том, что он стал местным «царьком». «С этим надо кончать», - говорят оппоненты главы государства, и настаивают на передаче части президентских полномочий правительству и парламенту. Заодно пеняют на коррупцию, нецелевое расходование денег, выделенных Россией, отсутствие рабочих мест, неадекватную систему налогообложения бизнеса, низкий уровень социальной защиты населения, и т.д.

Особо подчеркнем, что в среде абхазской оппозиции про Анкваба говорят, что «он мало контачит с Россией» и «пошел по пути, не согласованному с Москвой». И сегодня оппозиция инициировала подписание нового договора с РФ, который должен вывести партнерство двух государств «на качественно новый уровень». Из всего этого можно сделать вывод, что абхазская оппозиция во главе с самым ее амбициозным лидером Хаджимбой пытается дискредитировать «неблагонадежного» Анкваба перед российской властью и убедить ее в своей личной преданности Москве.

Строго говоря, Хаджимба уже неоднократно прибегал к такому трюку, однако «свалить» на позапрошлых президентских выборах своего соперника – ныне покойного Сергея Багапша , - он не смог. И пришлось Хаджимбе удовлетвориться «утешительным призом» - номинальным постом вице-президента. Но когда в результате внеочередных выборов к власти пришел Анкваб, Хаджимба и вовсе остался не удел – перекочевал в оппозицию.

Не исключено, что сейчас у него появилась мифическая или реальная возможность «переиграть» Анкваба, которого, кстати, народ избрал за бескомпромиссность и «сильную руку» - республика остро нуждалась в наведении порядка.

Периодически оппозиция пыталась дестабилизировать обстановку в Абхазии, хотя до настоящего времени она не выходила за рамки, граничащие с политическим экстремизмом. Ситуация удерживалась и благодаря тому, что силовики республики (Анкваб, кстати, ранее возглавлял МВД) верны президенту. Но если версия о недовольстве Москвой абхазским лидером верна, шансы на смещение Анкваба велики.

Вероятно, его судьба решится буквально на днях – в Сухум прибыл помощник президента России Владислав Сурков. На фоне многотысячного митинга в абхазской столице – на сей раз в поддержку Анкваба – высокопоставленный российский чиновник провел встречи и с президентом, и с оппозицией. О чем они толковали и какие решения приняли, Сурков не рассказал.

Зато Хаджимба после встречи с ним заявил буквально следующее: «Все должно быть так, как того требует народ. Никакого компромисса не будет – только отставка». Все это напоминает недоброй репутации «цветные революции». Только в данном случае не вполне понятно, кто выступает в роли заказчика. Очевидно, однако, что внутриполитические разборки в Абхазии лишены здравого смысла, а то и граничат с криминалом. Кстати, на Анкваба неоднократно совершались покушения – как до его президентства, так и во время.

Как констатирует пропрезидентская партия республики «Амцахара», «Свои экстремистские действия лидеры оппозиции пытаются оправдать поддержкой народа», однако «… конкретной целью лидеров оппозиции является дестабилизация обстановки для решения своих политических задач, основной из которых является приход к власти любым способом и любой ценой, даже ценой крови своих собратьев».

Небезынтересен также фон, на котором оппозиция пытается свергнуть власть, не дожидаясь очередных выборов. А он таков: Россия несколько лет почти полностью содержала Абхазию, вкладывая в нее миллиарды из собственных бюджетных средств. Но процветания «Страны души» все еще не наблюдается. Сейчас Москва сократила помощь своей «содержанке», избрав иной путь – содействия ее развитию. Таким образом, «кормушка» оскудела, хотя мало кто в Абхазии аргументировано может обвинить лично Анкваба в воровстве: деньги шли на развитие инфраструктуры Абхазии.

Грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе рассказал изданию «Наша Абхазия», что, став президентом, Анкваб предпочел запустить российские деньги в социальную инфраструктуру, а не в реальный сектор экономики. «Его логика была следующей: невозможно развивать экономику там, куда не ведут дороги. Но эта логика подразумевала, что российская финансовая помощь будет очень продолжительной, и когда-нибудь, после того, как инфраструктура будет восстановлена, можно будет серьезно заняться экономикой. Но теперь, когда до 2017 года придется довольствоваться 30 миллионами долларов в год, возникает вопрос - на что содержать новую инфраструктуру, построенную за последние годы», - пояснил эксперт.

Возникает еще один вопрос: как, на фоне сокращения денежных потоков из России, сохранить социальную стабильность и обеспечить приемлемый уровень жизни населения. «Теперь, - полагает Арешидзе, - когда Абхазия не может рассчитывать на внешнюю помощь, все загнанные вглубь социальные проблемы стали еще острее, что и спровоцировало социальный взрыв».
Вообще же, считает эксперт, к власти в Абхазии по определению не может придти сила, полностью подконтрольная Москве: «Хаджимба всегда пытался дать российскому руководству гарантии этого (подконтрольности – прим. ред.), но в Кремле хорошо понимают, что кто бы ни стал президентом, ситуация там не изменится. Абхазией не сможет управлять один человек, там правление, как правило, находится в руках клана».

Между тем, информирует абхазское агентство Апсны.ru, министерство иностранных дел России выразило обеспокоенность ситуацией в Абхазии. В ходе телефонного разговора министра иностранных дел Абхазии с замглавы российского внешнеполитического ведомства Григорием Карасиным последний заявил о важности развития общественно-политических процессов «исключительно в правовом русле».

Беспокоятся и в Тбилиси – в Гальском и Очамчирском районах Абхазии компактно проживают этнические грузины. В беседе с «Интерпрессньюс» госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Паата Закареишвили выразил надежду на то, что политическое противостояние в Абхазии не вызовет ущемления прав населения вышеуказанных районов.

«То, что происходит в Сухуми, разумеется, вызывает нашу тревогу, поскольку напряженность на территории Абхазии ни в чьи интересы не входит, и может вызвать только дестабилизацию в регионе. Надеемся, что противостоящие стороны найдут общий язык в мирной форме, и это напряжение не перерастет в необратимые процессы и насилие», - сказал он.

А бывший спикер грузинского парламента, депутат от оппозиционной партии «Единое национальное движение» Давид Бакрадзе не исключил, что место имеет попытка России присоединить к себе Абхазию по крымскому сценарию. В пользу такого «реального подозрения», пояснил он, говорят требования оппозиции усилить интеграцию с Россией, выселить из Абхазии этнических грузин, а также визит в Сухуми помощника президента России.

«Я призываю власти Грузии прекратить инертность и бездействие, и сегодня же начать работу для того, чтобы довести такую опасность до минимума», - сказал он. По мнению экс-спикера, грузинские власти должны использовать для этого «главный ресурс» - «дипломатическое воздействие (на Россию – прим. ред.) со стороны международных организаций и наших партеров».

Впрочем, нельзя исключить, что абхазские события стали результатом усилий политических групп, заинтересованных в открытии «второго фронта» против России на фоне кризиса на Украине. Но это вовсе не означает ведущей роли Хаджимбы в соответствующих процессах – его могли использовать, что называется, «втемную».

И еще: Москва вполне могла проморгать «момент икс» в Абхазии, успокоившись на том, что в не шибко стабильной, но все же признанной ею приморской республике, особых потрясений пока не будет. Ну и полностью переключилась на Крым.

Как сказал на заседании Совбеза Абхазии президент Анкваб, на данном этапе «выполнена главная задача – предотвращено кровопролитие». С этим трудно не согласиться – в Абхазии еще с военных времен оружие есть едва ли не в каждой семье, так что кровь может пролиться в любую минуту.

Подпишитесь