Posted 18 апреля 2014, 09:51
Published 18 апреля 2014, 09:51
Modified 31 марта, 14:00
Updated 31 марта, 14:00
Посол России в Казахстане Михаил Бочарников был вызван в МИД республики для прояснения ситуации в связи с высказываниями председателя Верховного Совета Хакасии Владимира Штыгашева о исторических правах России на восточные области Казахстана. Таким образом Казахстан отреагировал на публикацию хакасского еженедельника «Шанс online» от 9 апреля под названием «В России говорят о претензиях на Восточный Казахстан».
В заметке приводились следующие высказывания Штыгашева: «Даже многие историки не знают толком историю последних 70 лет. Восточно-Казахстанская область, или рудный Алтай. Рудный Алтай всегда был в составе России. У Казахстана мало было территории, приняли решение часть Ишимской области (а это Омская область) отдать. Отдали и сделали Караганду. Это в 1936, совсем недавно. Всего мы пять областей передали Казахстану, и после этого Казахская АССР из автономии была переименована в ССР. Эти территории передавались, как разменная монета».
Пресс-секретарь МИДа Казахстана Нуржан Айтмаханов заявил, что «участившиеся случаи некорректных заявлений официальных представителей Российской Федерации не могут не вызывать серьезную озабоченность». МИД России осудил высказывания главы парламента Хакасии, назвав их безответственными, а сам Владимир Штыгашеа заявил, что его неправильно поняли.
Напомним, что это далеко не первое предъявление территориальных претензий российских политиков к Казахстану. Так 23 февраля 2014 года на митинге, посвященном Дню защитника Отечества, Владимир Жириновский заявил: «Никаких республик в Средней Азии. Среднеазиатский федеральный округ. Главный город - Верный! Сегодня у него чужое название, Алма-Ата - мой родной город. Это придумали Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Казахстан. Среднеазиатский федеральный округ!». Слова лидера ЛДПР транслировались по телеканалу «Россия 24». Ранее в поддержку присоединения северного Казахстана к России высказывался писатель и радикальный политик Эдуард Лимонов.
На фоне крымских событий подобные высказывания вызывают крайнее беспокойство у официальной Астаны, а у националистических политиков, которые обвиняют казахские власти в соглашательской политике, и вовсе - неприкрытую ярость. Пример «соглашательства» - заявление президента страны Нурсултана Назарбаева о том, что до 2025-го знание казахского не требуется для работы в госучреждениях. Этот новый крен в национальной политике Астаны вызвал резкое недовольство у казахских радикалов. Так 14 апреля полицейские задержали активиста Муратбека Аргынбекова, который провел у здания посольства России в Казахстане одиночную акцию за территориальную целостность республики. Полицейские «повязали» Аргынбекова в тот момент, когда он пытался развернуть плакат с надписью на двух языках: «Казахстан неделим. Да здравствует казахский язык».
Известный в Казахстане специалист по арабским странам Расул Жумалы в своем интервью «Гитлер - Путин», сравнил президента Российской Федерации с Адольфом Гитлером и даже пришел к выводу, что «Владимир Путин хуже», поскольку защищает не русских, а русскоязычных.
Впрочем, кое для кого в сегодняшнем Казахстане Гитлер чуть ли не пример для подражания. Апрельский номер (№8 (92)) издания "Жулдыздар отбасы - Аныз адам" ("Звездный дом - Человек легенда"), выходящего на казахском языке внушительным тиражом в 25000 экземпляров, большей частью был посвящен обсуждению многогранности личности Адольфа Гитлера и реабилитации нацистской идеологии. В материале "Гитлер - не фашист" журналист Нагашыбай Есмырза не только оправдывает лидера национал-социалистов, но и сопровождает авторский текст заявлениями откровенно ксенофобского характера.
Агентство связи и информации республики по поводу этой публикации, правда, уже высказалось, пообещав разобраться. Редактору грозит в лучшем случае штраф, а в худшем — койкоместо в тюремной камере. Но в любом случае президенту Казахстана не позавидуешь. Он оказался между двух огней. Нурсултан Назарбаев пытается сохранить дружеские отношения с Россией, но эта политика вызывает яростное неприятие у казахских националистов и может спровоцировать их на весьма жесткие и радикальные действия.
Игорь Ротарь