Posted 5 ноября 2013, 11:38
Published 5 ноября 2013, 11:38
Modified 31 марта, 16:30
Updated 31 марта, 16:30
Старшая дочь узбекского лидера и один из наиболее вероятных преемников президента республики попала в опалу. Похоже, 75-летний президент Узбекистана теряет контроль над республикой.
О конфликте между узбекским лидером и его старшей дочерью Гульнарой Каримовой, которую ранее рассматривали в качестве одного из его возможных преемников, стало известно в начале октября. Слухи об этом появились после того, как в Узбекистане одновременно перестали работать сразу четыре телеканала (Forum TV, TV-Markaz, NTT и SOFTS) и три радиостанции («Terra», «Замин» и «A’lo FM»), подконтрольные Каримовой. Соответствующее распоряжение, как утверждалось, отдал лично ее отец. Позже стало известно о бегстве ряда влиятельных людей из окружения Гульнары, в том числе начальника ее службы безопасности, из страны, а местные оппозиционные издания сообщили, что президент Узбекистана избил свою дочь.
По версии высказанной журналу Forbes в Казахстане политологом Усманом Хакназаровым, узбекского президента настроил против дочери председатель Службы Национальной Безопасности Рустам Иноятов, с которым узбекская принцесса поссорилась из ареста ее протеже - племянника жены Ислама Каримова Акбарали Абдуллаева.
Как утверждает политолог, Гульнара Каримова неоднократно врывалась в кабинет всесильного начальника узбекских спецслужб оскорбляла его матом при подчиненных.
20 октября 2013 года председатель Рустам Иноятов, понял, что Гульнара будет просить отца об его отставке, и решил сделать ход на опережение и попросил президента страны принять его «по одному очень важному и безотлагательному делу».Глава узбекских спецслужб выложил перед президентом страны досье, заведенное на Гульнару Каримову. В нем были изложены подробности всех проделок и финансовых преступлений, совершенных старшей дочерью президента Узбекистана.
Так, согласно процитированному казахстанской версией журнала Forbes компромату, подконтрольные Акбарали Абдуллаеву заводы ежемесячно выплачивали Гульнаре Каримовой от 50 до 70 миллионов наличных долларов в качестве так называемой «доли».
Иноятов доложил президенту и о том, что ежегодно Гульнара Каримова путем угроз и шантажа выбивает из государственного бюджета страны более 16 миллионов долларов на проведение фестивалей, где исполняются песни дочки Ислама Каримова (ее вокальные амбиции не уступают властным и финансовым - Гульнара периодически ангажирует западных звезд первой величины, чтобы петь с ними, - прим. ред).
Кроме того, президенту страны было доложено о том, что телеканалы и радиоканалы, принадлежащие бизнес-империи Гульнары Каримовой, не выплачивают никаких налогов и иных обязательных платежей в бюджет страны и занимаются исключительно освещением песенного творчества узбекской принцессы.
Как утверждают агенты Иноятова, гаишники начали проводить авторейды, во время которых заставляли водителей ставить на автомагнитолах только песни Гульнары или передачи радиоканалов, транслирующих исключительно ее песни.
В конце своего доклада главный «чекист» Узбекистана перешел на тему активности дочерей президента в социальных сетях и Западных средствах массовой информации. «Сначала Лола (другая дочь Каримова – прим ред.) сообщила журналистам о том, что она не разговаривает с Гульнарой более 12 лет. В ответ на ее интервью Гульнара заявила всему миру о том, что Лола и Татьяна Акбаровна (жена президента Узбекистана) увлечены шаманизмом, ходят к колдунам», — сообщил Рустам Иноятов.
Пока не ясно, что именно из информации, которую распространяют узбекские политологи и журналисты, соответствует действительности. Но очевидно, что положение Гульнары Каримовой пошатнулось, и поспособствовал ослаблению влияния узбекской принцессы именно Рустам Иноятов.
Так, в своих твитах дочь президента откровенно пишет о намерении главы службы национальной безопасности взять власть в стране в свои руки, и отмечает, что он «боится ее популярности среди народа». Отвечая на вопрос о том, будет ли Иноятов бороться за пост президента Узбекистана, Каримова написала: «Будет! Он уже борется! Разве не видно со стороны?!». Дочь президента также утверждает, что ее отцу «примитивно врут обо всем».
Наметившейся конфликт в клане Каримовых – признак серьезного кризиса политического режима в Узбекистане. В республике была распространена шутка: «Какая все-таки талантливая семья Каримовых. И папа – незаурядный политик, и дочь таким удачливым бизнесменом стала». Всесильность узбекской принцессы прибравшей к рукам не только практически весь прибыльный бизнес, но и пожелавшая стать первой звездой узбекской эстрады в глазах многих жителей республики были доказательством одиозности режима.
При этом то, что Гульнара Каримова попадет в опалу, предсказать не мог никто. Политологи лишь спорили, назначит ли узбекский президент свою дочь преемником, но никто из них не мог даже представить, что узбекская принцесса перестанет быть одной из ключевых фигур в политической жизни Узбекистана еще при жизни своего отца.
С точки зрения интересов России, у Гульнары Каримовой был, по крайней мере, один существенный плюс: если бы она сменила отца в президентском кресле, то ее политика была бы вполне предсказуемой. Так же, как и ее отец, Гульнара бы лавировала между Россией и Западом. Узбекистан бы по-прежнему бы оставался авторитарным государством, хотя космополитичная дочь узбекского президента склонялось бы к более просвещенной и мягкой форме деспотии.
Теперь же предсказывать, каким будет Узбекистан при новом лидере, очень сложно. Если главе узбекских чекистов удастся победить Гульнару, то шансы, что именно он станет новым узбекским лидером, будут очень велики.
О политических взглядах Рустама Иноятова известно очень мало. Однако, если именно этот человек станет новым узбекским лидером, то вероятность охлаждения отношений между Вашингтоном и Ташкентом увеличится. Так, в Узбекистане говорят о давней дружбе Рустама Иноятова с узбекским предпринимателем Гафуром Рахимовым. На официальном сайте Министерства финансов США Рахимов назван руководителем узбекской объединенной преступной группировки, занимающейся наркоторговлей.
Не исключено, что, вступив в открытое противостояние с «узбекской принцессой», Рустам Иноятов рассчитывал и на помощь чрезвычайно влиятельного в определенных кругах протеже.
Нынешний кризис интересен еще и тем, что, судя по всему, Ислам Каримов был искренне возмущен открывшимися фактами из биографии своей дочери. Между тем о «проделках» узбекской принцессы знали в республике просто все. Это говорит о том, что семидесятипятилетний Ислам Каримов все больше отдаляется от реальности. Что не может не стимулировать амбиции тех, кто мечтает занять президентское кресло.
Игорь Ротарь
Перейти на страницу автора