Posted 7 августа 2013, 12:00
Published 7 августа 2013, 12:00
Modified 31 марта, 17:52
Updated 31 марта, 17:52
Москва сокращает льготы Минску, надежды на китайские кредиты не оправдались. В этих условиях правительство начинает отказываться от дотационных отраслей и субсидирования продуктов и услуг, доступность которых была главным достижением Лукашенко. «Хорошие времена закончились, пришла пора быть такими, как все», - признают чиновники.
Когда порядка пяти лет назад президент Белоруссии Александр Лукашенко говорил, что уже совсем скоро в стране будет "европейская" зарплата, но и европейские же цены на коммунальные услуги, основные продукты питания и бензин, в это никто всерьез не верил. Но, похоже, обладающий невероятным политическим чутьем белорусский лидер заранее знал, что страну ему придется перекраивать.
До недавних пор белорусское правительство изо всех сил пыталось поддерживать в стране определенные социальные стандарты. Население оплачивало (и пока еще продолжает оплачивать) только 20% от себестоимости коммунальных услуг, а дешевизна продуктов питания в стране, которая, в общем, в силу своего жестковатого климата и бедноватой почвы слабо подходит для сельского хозяйства, обеспечивалась огромными вливаниями в агропромышленный сектор. Лукашенко удалось выстроить систему, при которой производители продуктов питания зарабатывали деньги на внешних рынках (главным образом, на российском), а местному населению продавали еду либо с минимальной наценкой, либо вовсе "в ноль". Более того, и бензин-то еще год назад в Белоруссии стоил дешевле, чем в России, хотя своей нефти в стране нет.
Но уже совсем скоро белорусам придется привыкать к новым, "капиталистическим" порядкам. Пару лет назад в стране отменили льготы на проезд в общественном транспорте. Затем сократили количество "льготников" и получателей государственных пенсий. В этом году Лукашенко сократил на четверть ряды государственных чиновников. Буквально пару недель назад увеличили рабочую нагрузку на учителей: теперь одна "ставка" составляет 22 урока в неделю, так что работники сферы образования (особенно этим "грешили" в сельских районах) лишились возможности работать на полторы-две "ставки", получая, соответственно, полтора-два оклада.
И вот еще одна новость, которую сейчас обсуждают едва ли не вся страна: с 2014 года ставки акцизов на автомобильное топливо вырастают в 2,5-3 раза. Соответствующие поправки уже готовит Минфин. Повышать ставки предполагается в два этапа: в первом полугодии акцизы на бензин - на 45%, во втором - еще на 65,5%. Акциз на дизтопливо планируется повысить на 70% в первом полугодии и на 76,5% — во втором.
В начале 2013 года ставки акцизов на нефтепродукты уже выросли на 20%. Цены на автомобильное топливо в текущем году были повышены в январе — на 4—6,7%. Исходя из этих цифр, считают эксперты, что бензин в стране подорожает как минимум в полтора раза. То есть, будет стоить чуть дороже, чем на Украине, и почти столько же, как в Польше.
Следом неизбежно вырастут цены на транспортные услуги (сейчас проезд в маршрутке в Минске стоит 24 российских рубля, хотя в Киеве - 11-12 рублей), на продукты питания (вырастут транспортные расходы розничных сетей и аграриев), на большинство услуг.
Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико называет предложение Минфина "антипрезидентским", напирая на то, что Лукашенко может лишиться своего главного козыря в глазах электората - "доступных" цен на бензин и некоторых других товаров широкого народного потребления. "Минфин не понимает, как это повлияет на электоральное поведение людей, — заявил эксперт — Для того, чтобы снизить рейтинг главы государства, надо в 2 раза повысить тарифы на коммунальные услуги, увеличить цены на товары первой необходимости (хлеб, молоко) и поднять цены на бензин (в данном случае посредством увеличения акцизов)".
"Исследования домашних хозяйств показали, что ведущим потребителем бензина являются не сынки чиновников и не олигархи, — продолжил собеседник. — 40% семей с двумя детьми и больше — а это основа белорусского социума — имеют автомобили". Тут необходимо вспомнить также о том, что единственные акции протеста, какие имели в Минске хоть какой-то успех, были как раз акции против дорожающего бензина. Активисты незарегистрированной организации "Стоп Бензин" блокировали центральные проспекты белорусской столицы, требуя отменить решение о повышении цен на топливо. И Лукашенко однажды даже пошел на поводу у общественного мнения и отложил подорожание.
Но, похоже, у Батьки нет выбора. Россия новых кредитов не выделяет, заставляет делиться экспортными пошлинами от торговли нефтепродуктами, получаемыми из ее сырья, собирается с Нового года поднять цену на газ, периодически устраивает проблемы экспортерам белорусских продуктов питания, закрывая для них свой рынок.
Недавно белорусский президент ездил в Китай - договариваться о новых кредитах и больших инфраструктурных и инвестиционных проектах. Но по итогам этого вояжа не было объявлено ни об одном результате.
Вернувшись домой, Лукашенко заявил, что пора "подвязывать" со льготами для инвесторов и сужать деятельность "свободных экономических зон", резиденты которых освобождались от значительной части налогов в обмен на создание новых рабочих мест.
Кроме того, недавно Батька встречался с научным сообществом и прямо заявил, что те, во-первых, должны отказаться от проведения фундаментальных исследований, а во-вторых, начать искать новые, внебюджетные источники финансирования своей деятельности. "Мы не такое богатое государство", - заметил Лукашенко.
В общем, из расслабленного, социально защищенного государства Белоруссия превращается в правую диктатуру. "Левые" идеи среди членов правительства уже не популярны. «Даже Лукашенко уже понимает, что со льготами и дотациями пора заканчивать. Хорошие времена закончились, пришла пора быть такими, как все», - сказал как-то в одной из неофициальных бесед чиновник из белорусского Минэкономики.
Максим Швейц