Posted 27 июля 2013, 20:58

Published 27 июля 2013, 20:58

Modified 31 марта, 18:02

Updated 31 марта, 18:02

Всемирный банк отговаривают от работы в Туркмении

27 июля 2013, 20:58

ВАШИНГТОН, 28 июля. Международные правозащитники рекомендуют Всемирному банку не предпринимать шаги по нормализации отношений с Туркменией, пока ее власти не пообещают реформировать госуправление.

«Это не то сотрудничество, - считает старший сотрудник HRW по работе с международными финансовыми организациями Джессика Эванс. - Начинать с проекта, который не связан с улучшением основ госуправления, означало бы, что пора исключать его из числа изгоев. Но это время еще не пришло».

"Экономические достижения Туркмении последнего времени не принесли выгод населению. На фоне огромных нефтегазовых богатств в стране устойчиво сохраняется бедность. По данным Программы развития ООН, Туркменистан занимает последнее место в регионе по ожидаемой продолжительности жизни при рождении (65 лет), и это не меняется с 2006 года. По смертности среди детей младше пяти лет страна занимает предпоследнее место в мире", - говорится в сообщении HRW.

В 2012 году Всемирный банк разморозил сотрудничество с Мьянмой после серьезных реформ госуправления в этой стране. Однако в случае с Туркменией речь идет о возобновлении связей в отсутствие каких либо признаков реформ в обозримой перспективе, отмечает международная правозащитная организация Human Rights Watch и специалисты из Crude Accountability (работает с местными активистами в интересах обеспечения экологических и человеческих прав сообществ, затронутых разработкой природных ресурсов). У Всемирного банка не было проектов в этой стране с 1997 года.

В письме руководству Всемирного банка в сентябре 2012 года HRW, CrudeAccountability и фонды «Открытое общество» настоятельно призывали увязать любое восстановление отношений с предварительной поддержкой подлинных и давно назревших реформ со стороны правительства.

В своей стратегии Всемирный банк предлагает проект по техническому содействию правительству в области реализации макроэкономической политики, развития частного и финансового сектора, а также экологии. В ответе на сентябрьское письмо представитель банка сообщил, что «консультативная поддержка экономической диверсификации способна помочь расширению возможностей занятости и повышению уровня жизни граждан Туркменистана и не несет при этом значительных рисков».

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с 2010 года следует так называемому «дозированному» стратегическому подходу в отношении Туркменистана, существенно ограничивая свои инвестиции в этой стране в связи с неудовлетворительной ситуацией с правами человека и финансовой непрозрачностью.

Мандат Всемирного банка прямо не предусматривает учета ситуации с правами человека при принятии инвестиционных решений, однако банк признает, что устойчивое и инклюзивное развитие - заявленная цель его стратегии по Туркменистану - требует не только правильной экономической политики, но и сильных институтов и высокого качества госуправления.

«Трудно понять, каким образом предлагаемый проект - в отсутствие убедительных признаков приверженности правительства повышению качества госуправления - будет способствовать устойчивому и инклюзивному развитию, - говорит Эванс. - Со стороны властей Туркменистана не сделано ничего, что бы указывало хотя бы на минимальную заинтересованность в реальных реформах».

HRW и CrudeAccountability отмечают, что курс на форсирование новых проектов чреват для банка подрывом позиции международных институтов. Группа туркменских гражданских активистов, проанализировав переходную стратегию банка, настоятельно призвала его руководство воздержаться от любого сотрудничества с правительством Туркменистана до тех пор, пока оно не введет действенные меры в таких областях, как борьба с коррупцией, обеспечение прозрачности экономики и независимости судов, а также в том, что касается прекращения «политически и идеологически мотивированных проектов».

Активисты также настоятельно призвали банк принять в отношении Туркменистана «дозированный подход», который можно было бы корректировать в случае демонстрации правительством Туркменистана прогресса в области публичной политики.

Туркменистан входит в число самых закрытых государств мира. В стране нет независимых СМИ, свободы слова или собраний, и туда практически закрыт доступ международным наблюдателям, включая ооновских, для всеобъемлющей оценки нарушений прав человека. Множество людей, как заявляют правозащитники, находятся за решеткой только потому, что власти продолжают использовать уголовное преследование в качестве инструмента сведения политических счетов.

Подпишитесь