Posted 23 апреля 2013, 14:18
Published 23 апреля 2013, 14:18
Modified 31 марта, 19:32
Updated 31 марта, 19:32
Двое террористов, устроивших взрыв в Бостоне, оказались выходцами из Киргизии именно в тот момент, когда руководство этой страны настойчиво потребовало вывода военной базы США из аэропорта «Манас».
«Из Бишкека в Бостон» – так озаглавлена статья профессора политологии Стетсонского университета во Флориде, специалиста по истории постсоветских государств Юджина Хаски, опубликованная сегодня в журнале Foreign Policy. В отличие от великого множества западных публикаций о нюансах жизни в бывшем СССР, глупостей и мифов в ней почти нет. Но не будет большой натяжкой сказать, что посвящена статья поискам взаимосвязи бостонских терактов с Киргизией, где в 2014 году США рискуют потерять свою военно-воздушную базу. Прямых связей автор не нашел, поскольку братья Царнаевы, обвиняемые в бостонском теракте, уехали из Киргизии в слишком уж юном возрасте и выросли в США. Однако он ничего об этом не говорит. Так что повод оказать на Киргизию одну из многочисленных форм давления подобные публикации Вашингтону дают.
«Один из ключей к пониманию мотивов, стоящих за терактом, совершенным Царнаевыми, может находиться на другом конце земного шара и заключаться в их принадлежности к маргинальному чеченскому меньшинству, которое проживает в бывшей советской республике Киргизии», - пишет автор. С его слов можно (при желании, конечно) сделать вывод, что к терактам в Бостоне вела длинная цепь событий, начиная с завоевания Кавказа Российской империей и депортации чеченцев в Среднюю Азию в 1944 году, и заканчивая некими признаками угнетенности чеченцев в Киргизии (что крайне далеко от реальности).
«Ничего удивительного в этом нет, - считает эксперт Айбек Султангазиев. – Не хочу показаться конспирологом, но в бостонской трагедии столько нестыковок, уже ставших достоянием широкой общественности, что поневоле складывается впечатление, будто это работа американских спецслужб».
В самом деле, удивительное совпадение: двое террористов, устроивших взрыв в Бостоне, оказались выходцами из Киргизии именно в тот момент, когда руководство этой страны настойчиво потребовало вывода американской базы из аэропорта «Манас». И отказалось пересмотреть свою позицию в ходе визита в Бишкек премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана.
Еще в 2011 году, только приступая к своим обязанностям, нынешний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев одно их первых своих официальных заявлений посвятил именно необходимости вывода американских военных с территории Киргизии. «Аэропорт в Манасе должен быть гражданским объектом и никаких военных там быть не может и не должно быть, - сказал он. – После вывода американских военных в 2014 году Манас станет большим логистическим центром всей Средней Азии».
По мере приближения сроков вывода американцы усиливают челночную дипломатию с руководством Киргизии, прилагая все усилия к перемене позиций киргизского руководства. Ведь до официального объявления сроков прекращения действия договора о размещении базы с каждым днем остается все меньше и меньше времени.
«База в Манасе для американцев крайне важна, - свидетельствует военный эксперт Токтогул Какчекеев. – И не столько как транспортный узел для снабжения войск коалиции в Афганистане, сколько как форпост электронной разведки против Китая и по всей Евразии. И для того чтобы оставить ее как есть, американцы ни сил, ни средств не пожалеют».
«Помните, в 2009 году, когда президент Киргизии Бакиев во всеуслышание заявил о денонсации договора по размещению базы в Манасе, к нам прилетал нынешний президент Турции, бывший тогда главой турецкого МИДа, Абдулла Гюль? И сразу после его отъезда Бакиев переменил решение выводить базу. Точно такой же сценарий попытались разыграть и с недавним приездом в Бишкек турецкого премьера Реджепа Эрдогана, - напоминает Султангазиев. – Но в этот раз ничего не получилось: сразу после отъезда Эрдогана, сулившего Киргизии дождь инвестиций, Атамбаев сделал заявления о приверженности прежним позициям по американской базе».
Американская дипломатия предпринимала и другие попытки. За последний год Бишкек подвергся буквально нашествию высокопоставленных американских чиновников: прилетал и зам госсекретаря США, и спецпосланник по Средней Азии. Делались попытки уговорить, подкупить обещаниями щедрых кредитов и содействия экономике. Теперь, похоже, американцы поняли, что все испытанные методы не работают. И начали действовать другими методами.
Забавно: сразу после отъезда Эрдогана, когда президент Киргизии еще не успел произнести слова о верности курса на стратегическое союзничество с Россией, «Росбалт» опубликовал прогноз под пророческим, как оказалось, заголовком: «Что-то должно произойти».
«Все это свидетельствует об усилении борьбы за Киргизию между Россией и США, - говорилось в статье. - В частности, Москва требует от Атамбаева выполнять обещания вывода базы США (в противном случае, видимо, Киргизию угрожают не взять в Евразийский союз), а Вашингтон через Эрдогана требует оставить столь важную для США стратегическую базу в Манасе в неприкосновенности».
Между тем источник в бишкекском "Белом доме" сообщил, что текст заявления о денонсации договора о размещении базы был готов еще две недели назад и сейчас проходит согласование в правительстве. "Согласование идет под грифом "ДСП", и создается впечатление, что есть серьезная поддержка в парламенте, — сообщил источник на условиях анонимности. – Но сама администрация тянет время под разными поводами: получит одну подпись, потом держит, потом другую позже. Создается впечатление, что чего-то ждут. Мне кажется что-то должно произойти".
Теперь понятно, что этим «чем-то» стали бостонские теракты. И, как бы это цинично ни звучало, для россиян и кыргызстанцев важно не то, кто их на самом деле устроил, а то, кого в них обвиняет огромная пропагандистская машина США.
«Невооруженным глазом видно начало информационной атаки на Киргизию, – говорит Айбек Султангазиев. – Американцы как бы виртуально создают лагеря подготовки боевиков на территории Киргизии. При хорошей информационной поддержке это проглотит не только простой американец, но и граждане других стран».
Вот еще одна дословная цитата из статьи американского профессора: «Ключ к разгадке мотивации террористов Царнаевых, может находиться на другом конце света, в маргинализованных общинах чеченцев, проживающих в Киргизии». Явно осведомленный и отнюдь не оголтелый автор ни разу не упоминает в своей статье, что братья Царнаевы покинули Киргизию, когда старшему из них было 8 лет от роду. Эти люди провели большую часть своей жизни и сформировались в США.
И пару слов о чеченской диаспоре как таковой, появившейся в Киргизии после насильственного переселения чеченцев в 40 годах пошлого века. За все это время, вплоть до распада Союза, никаких особенных «маргинальных» черт она не проявляла (за исключением нескольких мелких конфликтов). Не будет даже большим преувеличением сказать, что чеченцы в Средней Азии в целом и в Киргизии в частности всегда чувствовали себя «на коне», не давая себя в обиду. После распада СССР некоторые из них приняли активное участие в криминальном переделе киргизской собственности. Особенно отличился на этом фронте авторитет Азиз Батукаев, чья группировка одержала победу над могущественным кланом другого авторитета – этнического киргиза Рыспека Акматбаева. Так что, какая уж тут «маргинальность».
Вместе с тем, криминальная активность чеченцев в Киргизии не так сильна, как хотелось бы профессору из США. Это подтверждает и Айбек Султангазиев: «Кавказские диаспоры в Киргизии жили вполне нормальной мирной жизнью, за исключением тех представителей, которые начали участвовать в криминальном дележе сфер влияния».
«Если следовать логике автора статьи в Foreign Policy, то выходцы из негритянских гетто или американские граждане японского происхождения должны были вести партизанскую войну на стороне Гитлера или японцев против США во время Второй мировой, - считает Султангазиев. – И, кстати, если вспомнить что более 100 000 японцев во время Второй Мировой войны были интернированы в концлагеря на территории Штатов только по той причине, что им не повезло родиться японцами, такая логика в США имеет место. Так что, кто бы ни совершил в действительности теракт в Бостоне, все, что происходит сейчас, можно истолковать как «активку» США с целью оказать давление на руководство Киргизии».
Вот еще одна цитата из материала профессора Хаски: «В начале 90-х большинство русских и других этнических меньшинств – включая чеченцев - покинула Киргизию. Правда, чеченцы не в таком количестве, поскольку во время войны 94-96 годов многие чеченские повстанцы (выделено автором), воевавшие против федеральных российских властей, прибывали в Киргизию, чтобы поправить здоровье в санаториях на озере Иссык Куль. Но, даже несмотря на количество этих беженцев (выделено автором), численность чеченской диаспоры в Киргизии в эти снизилась до 2 000 человек».
То есть, братья Царнаевы в частности и чеченцы в целом не то чтобы совсем не виноваты в том, что они, по официальной версии, натворили в США. Но ведь их – этих несчастных беженцев и повстанцев – сделали такими ужасные российские агрессоры, не так ли? Те самые российские агрессоры, которые сейчас толкают Киргизию к выводу миролюбивой антитеррористической базы ВВС США. А разве можно ее выводить, если там, где она сейчас находится, всего в 20 километрах от нее, в городе Токмак, всходят посеянные ужасной сталинской Империей Зла ужасные семена ужасного терроризма?
Дай бог, чтобы киргизские эксперты оказались неправы. Но создается впечатление, что США начали информационную атаку на Киргизию по всему фронту. И чем она закончится, пока наверняка сказать никто не может. «А рычагов у США достаточно, начиная от НПО и заканчивая международными финансовыми институтами, - напоминает Султангазиев. – Кроме этого, есть рейтинговые агентства, которые, исходя из политической конъюнктуры, могут весьма произвольно повышать или понижать рейтинг страны. Как крайний вариант, нельзя исключать и мер по силовому воздействию».
Михаил Александров