Posted 11 марта 2013, 10:25
Published 11 марта 2013, 10:25
Modified 31 марта, 20:23
Updated 31 марта, 20:23
Президент Армении летит сегодня в Москву. Саргсяну и Путину есть о чем поговорить: США могут включить Ереван в свои транзитные проекты в обмен на Карабах и парламентскую форму правления. Может ли сегодня Россия предложить последнему союзнику в Закавказье равноценную альтернативу?
Это будет первая зарубежная поездка Сержа Саргсяна после его переизбрания президентом 18 февраля. Как сообщает пресс-служба президента Армении, 12 марта состоится встреча Саргсяна и президента РФ Владимира Путина. Они обсудят широкую повестку дня армяно-российских отношений, включая вступление Армении в Таможенный союз.
Президентские выборы в Армении прошли относительно благополучно, но не успели армяне облегченно вздохнуть, как местная пресса подкинула им пищу для новых нервных раздумий. Суть ее состоит в том, что Россия и США борются сейчас за устраивающие их кандидатуры на пост премьер-министра страны.
В частности, армянское издание Lragir взяло за основу текст поздравления президента США Барака Обамы переизбранному на президентский пост Сержу Саргсяну, содержащее «несколько интересных подтекстов» и «прозрачных намеков». Один из них - американские инвесторы ожидают демократичных и экономических реформ в Армении с тем, чтобы вложить в нее свой капитал.
«Это намек на пост премьера, за который между США и Россией началась настоящая борьба», - пишет издание. По его данным, «жестко» ставит вопрос о премьере и Москва, которая осуществляет «серьезное психологическое давление» на Армению: ее не устраивает прозападный премьер Тигран Саркисян.
Московским кандидатом на пост премьера называется вице-председатель «Газпромбанка» Карен Карапетян, ранее руководивший «АрмРосГазпромом». Как говорят в Ереване, он уже провел политические консультации в армянской столице. Что же касается Вашингтона, он, вероятно, все же делает ставку на Саркисяна.
Но какой позиции придерживается сам армянский президент, перед которым Россия и Запад жестко ставят вопрос однозначности внешнеполитической ориентации без возможности продолжения многовекторной политики?
С одной стороны, действующий премьер его вполне устраивает. Во-первых, он до сих пор успешно отражает атаки Москвы по присоединению Армении к Таможенному союзу. То есть, в случае чего, за Саркисяном можно спрятаться. Во-вторых, Саркисян зарекомендовал себя на Западе как либеральный управленец. Он удерживает Армению в рамках олигархической системы, но если США избрали путь инвестиционной экспансии и надеются в этом на помощь Саркисяна, тому придется нарушить сложившийся баланс интересов в армянской экономике.
Между тем повышенный интерес России и США к фигуре премьера можно объяснить и тем, что в армянском оппозиционном политическом спектре и большой части общественности активно обсуждается неизбежность перехода республики от президентской модели управления к парламентской. При последней первым лицом государства становится премьер.
Главным лоббистом парламентского правления выступает лидер прозападной партии «Наследие» Раффи Ованнисян, отнюдь не сокрушительно проигравший Сержу Саргсяну на президентских выборах - он набрал около 37 % голосов. Большую поддержку ему оказывает партия «Дашнакцутюн». Обе политические силы настаивают на проведении референдума по переходу на парламентскую модель управления в течение ближайших двух лет, принятии нового избирательного законодательства и проведении внеочередных парламентских выборов.
По всей вероятности, у обеих политических сил есть ожидания, что пророссийские или нейтрально настроенные к России партии не получат парламентского большинства в законодательном органе. Соответственно, и фигура нового первого лица государства – премьера, будет прозападного толка.
Разумеется, такое развитие событий Россию устроить не может по определению. Кроме того, парламентская форма правления, даже если в законодательном органе Армении большинство голосов получат не опасные для Москвы партии, предполагает усиление демократических процессов, что чревато с точки зрения будущих ориентиров.
Страсти по переходу Армении к парламентской модели могут показаться бурей в стакане воды. Но от новой конституционной модели зависит очень многое в геополитическом срезе, поскольку усиление гражданских институтов контроля обнажит реальный разброс внешнеполитических предпочтений армян, которые сейчас пытается замаскировать единоличная президентская власть.
Оппоненты идеи парламентского правления, насажденной, вероятно, Западом, утешают себя тем, что армяне, по инерции, больше доверяют «барину», то есть системе правления фактически одной выбранной им личности. Кроме того, сторонники президентского правления пытаются вдолбить электорату, что именно такая система консолидирует общество и выступает своего рода гарантом его безопасности - тем более, в условиях ожидаемой военной агрессии со стороны Азербайджана.
Армян также пугают тем, что Адольф Гитлер был «порождением» парламентской системы, и что вообще соседняя Турция разочарована в институте премьера и рассматривает вопрос перехода на президентскую модель. О том, что в Грузии, которую многие армяне считают примером для подражания, идет обратный процесс, то есть от президентской модели к парламентской, умалчивается. Равно как умалчивается то обстоятельство, что до парламентской республики необходимо дозреть.
Возможно ли такое на сегодняшнем Южном Кавказе, где властная вертикаль основана на личных амбициях? Грузия по настоянию Запада сейчас переходит на парламентскую систему, но переход идет крайне болезненно, с явными признаками политического кризиса. И Россия этому не противодействовала, поскольку была заинтересована в смене власти в Грузии. Но у Тбилиси тогда не было никаких отношений с Москвой, а если парламентской республикой станет Армения – Россия может потерять там свои позиции.
Во всех этих процессах роль премьера Армении видится действительно серьезной: она не ограничивается только лоббированием того или иного географического капитала, а распространяется на стимулирование и подготовку соответствующих политических и конституционных процессов.
В том, что касается парламентской республики, интересы Путина и Саргсяна совпадают, но в остальном у них немало вопросов друг к другу. В частности, Центр анализа международной торговли вооружением опубликовал данные за последние десять лет, по которым Россия и Белоруссия продавали оружие Азербайджану. То есть, они фактически стали военно-техническими партнерами военного противника Армении, своего партнера по ОДКБ.
Ситуация странная, но Ереван на публичном уровне заикнулся о ней лишь слегка и единожды. Вероятно, у него пока нет надежного тыла в лице Запада, почти откровенно требующего сдачи Нагорного Карабаха. Но и в лице России у Армении тоже нет надежного тыла, так что отступать пока некуда. Тем не менее, вопросы с премьером и с парламентским правлением надо решать.
Ирина Джорбенадзе