Posted 11 декабря 2012, 13:10
Published 11 декабря 2012, 13:10
Modified 31 марта, 22:04
Updated 31 марта, 22:04
Российских военных вынудили покинуть станцию раннего предупреждения о ракетном нападении "Габала". Москва, спасая лицо, уверяет: новая СПРН под Армавиром "эффективнее". Но это не так. Просто США и Израиль делают Азербайджан базой для нападения на Иран, и русские им там ни к чему.
9 декабря истек срок аренды РЛС «Габала», за которую Россия платила $7 млн в год. В конце прошлого года Азербайджан поднял ставку до абсурдных $300 млн. Было ясно, что переговоры ни к чему не приведут, потому что дело не в деньгах, а в геополитике. И они не привели: русские уходят. Помощник президента Алиева Новруз Мамедов, по сути, признал, что что Азербайджан принял решение изгнать россиян из Габалы под давлением Запада. "Мы проводим нынешнее сотрудничество с Россией в рамках существующих в мире условий", - сказал он. В общем, кто не дурак, тот поймет. Теперь, по словам Мамедова, из Габалы сделают курорт.
Тут можно было бы поставить точку. Понятно, что Россию выталкивают отовсюду. Понятно, что Габала - недреманное око СССР, а РФ – промотавшийся нефтяной наркоман, которому явно не по плечу щит Союза. Но людям свойственно не видеть очевидного, если оно неприятно, и Россия в этом смысле похожа на страусиную ферму. Поэтому будет не лишним кое-что напомнить.
Эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Станислав Притчин еще в марте связывал изгнание русских с Габалы с предоставлением территории Азербайджана Западу и Израилю в качестве одного из плацдармов для нападения на Иран."Наивно предполагать, что руководство республики готово закрыть РЛС в отместку за безрезультатные попытки Дмитрия Медведева урегулировать карабахский конфликт в ходе встреч на высшем уровне", – цитирует его "Форбс".
По мнению эксперта, Иран в ответ на удары со стороны США и их союзников может нанести серьезный ущерб нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана, которая в основном ориентирована на поставки сырья на западные рынки. В республике при активном участии американских и европейских компаний реализованы крупнейшие проекты по добыче и транспортировке нефти и газа: работает нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, осваиваются крупные месторождения Азери-Чиран-Гюнешли, Шах-Дениз. В ближайшие 10 лет западные компании должны вложить в добычу газа в Азербайджане около $35-37 млрд. Госбюджет Азербайджана более чем на 70% формируется компанией British Petroleum. Буквально вчера BP официально заявила о наращивании добычи азербайджанской нефти.
В этих условиях Баку как близкий экономический союзник Запада является прямой мишенью для Ирана, и нуждается в серьезных гарантиях безопасности со стороны США и их партнеров. И они предоставляются – Запад готов защищать свою бакинскую нефть всеми средствами.
Габала и израильские дроны
Израильский концерн Israel Aerospace Industries собирается продать Азербайджану беспилотники и системы ПВО. Министерство обороны Израиля заявило, что это уже решенный вопрос. Известна и конкретная сумма сделки — 1,6 миллиарда долларов. Также израильские инструктора отправятся в Азербайджан, чтобы научить тамошних военных управлять малознакомыми для них системами.
Еще в марте 2011 года в Азербайджане развернулось производство израильских беспилотников. В апреле того же года Израиль посоветовал Азербайджану купить у компании Israel Aerospace Industries беспилотные самолеты-разведчики Heron и Searcher. Их, кстати, делают на совместном азербайджано-израильском военном предприятии Azad Systems. В декабре Министерство оборонной промышленности Азербайджана заявило, что до конца 2012 года передаст вооруженным силам республики 60 израильских "дронов" Aerostar и Orbiter-2M.
На вопрос, зачем это Тель-Авиву, военные отвечать отказались. В соседней Армении тут же выразити опасения, что Азербайджан готовится отбить Карабах, и в Баку этого не опровергают. Но вряд ли дело только в Карабахе. Бывший глава "Моссада" Дэнни Ятом обмолвился в интервью Associated Press, что "Азербайджану может понадобиться израильское оружие в любой момент". И добавил: "Если продажа Азербайджану оружия поможет нам на случай осложнений с Ираном, тем лучше".
Разумеется, российская СПРН в Габале всему этому мешает – да и вообще присутствие русских военных для западных нефтяных компаний нежелательно. Они хорошо помнят, как в 2008 году им пришлось приостанавливать прокачки нефти по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан из-за войны в Южной Осетии, рядом с которой пролегает маршрут БТД.
Шпиономания и «Северный Азербайджан»
Неудивительно, что отношения между Тегераном и Баку на грани заморозки. В январе Баку заявил об аресте 40 "террористов" из Исламского движения Азербайджана, обвиненных в организации терактов против израильских дипломатов и общественных деятелей в Азербайджане. Снабжением группы, по версии Баку, занимался Иран. В Тегеране эти обвинения опровергли. А вскоре британская Times of London опубликовала статью, где сотрудник "Моссада" рассказывал, как его ведомство работает в Азербайджане. По его словам, "Моссад" с азербайджанскими спецслужбами стоят практически за всеми диверсиями, которые случились в последнее время в Иране. В том числе, и за убийством физика-ядерщика Ахмади Рошана.
Трудно сказать, какую роль сыграла именно эта статья, но вскоре иранский МИД официально обвинил Азербайджан в сотрудничестве с "Моссадом" и косвенном участии в израильских диверсиях против Ирана. В феврале посол Азербайджана в Тегеране дважды вызывался в МИД ИРИ для дачи объяснений по поводу связей его страны с "сионистским режимом".
Интересная параллель: эти действия Баку совпадают с нынешним подавлением "религиозного экстремизма" в более удаленном, но ираноязычном Таджикистане, чей президент Эмомали Рахмон также явно готовит разворот в сторону США. Рахмон при участии американского спецназа, переброшенного с афганской границы, зачищает Партию исламского возрождения Таджикистана, которую обвиняют в связях с Ираном. Алиев активно "прессует" Исламскую Партию Азербайджана, обвиняемую в том же. В обеих странах идут массовые аресты активистов этих партий.
Еще одно удивительное совпадение: суммы, которые требуют от России за разные военные объекты в Баку и Душанбе, абсолютно одинаковы. Азербайджан затребовал абсурдные $300 млн в год за Габалу — Таджикистан решает задачу выдавливания России требованием ровно тех же $300 млн за функционирование 201 военной базы РФ в Таджикистане. Возможно, это случайность, но она весьма символична.
Что тут первично – угроза со стороны Тегерана, или все-таки сближение с Вашингтоном? Ведущий эксперт Heritage Foundation Ариэль Коэн уверен, что второе. "В последние годы отношения между Баку и Тегераном стабильно ухудшались из-за крепнущих связей Азербайджана с США и НАТО, — отмечает он. — Иранское давление на Баку дает США и Западу в целом право на более жесткие ответные действия. США должны нарастить объемы сотрудничества с Баку, в том числе и в сферах борьбы с терроризмом, разведки и укрепления приграничной безопасности. Администрация Обамы должна взять инициативу в свои руки и подтолкнуть Европу и Турцию к сотрудничеству".
В этом контексте не прошло незамеченным недавнее предложение депутатов парламента Азербайджана переименовать свою республику в Северный Азербайджан. Тем самым Меджлис намекнул на возможное после раздела Ирана присоединение части его территории, населенной этническими азербайджанцами и примыкающей к южным границам Азербайджана. Роль и место парламента в политической системе Азербайджана таковы, что без инициативы и одобрения президента Ильхама Алиева выдвинуть подобное (и к тому же почти единогласное ) предложение депутаты не решились бы.
Впрочем, сам Алиев тоже никогда бы не решился на такое без Запада. Сначала об «ущемленных правах азербайджанцев в северном Иране» заговорили в Израиле. Потом дискуссию о судьбе «Северного Азербайджана» попытался инициировать один из американских сенаторов. И наконец по теме высказалась лично госсекретарь Хиллари Клинтон. Высказалась она очень интересно: мол, говорить об этом пока рано - проблема находится в компетенции политиков региона.
"Раньше Баку старался никак не трогать тему этнической близости между населением двух стран, чтобы не портить отношений с южным соседом, — напоминает Станислав Притчин. — То, что азербайджанские политики нарушили табу, означает: Баку готов к ухудшению отношений с Тегераном". Вероятно, Ильхам Алиев, сделавший стратегическую ставку на США, мечтает получить за участие в войне кусок бывшей Персии и войти в историю как собиратель земель Великого Азербайджана.
Чем это грозит России
Для России все это – плохие новости, хотя они были предсказуемы. "Развитие “иранской” ситуации, как и в целом идущая трансформация мировой системы международных отношений, сужает возможности так называемой “многовекторности”, поляризует мир, — поясняет старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Александр Князев. — Для стран региона это один из стимулов к самоопределению во внешнеполитических приоритетах".
"Глобальный кризис обострил противоречия, которые формируют повестку для глобальной войны, — развивает тему политолог из Киева, руководитель центра "Стратагема" Юрий Романенко. — Ключевые стороны World War III – Западная и Азиатская коалиции. Первая стремится сохранить гегемонию, вторая — получить ее". При этом Баку (как и Тбилиси) Романенко относит к Западной коалиции.
Практическое вступление в нее Азербайджана сделает его для России "второй Грузией". Как известно, Баку и Тбилиси уже более 10 лет состоят в прозападном блоке ГУАМ, показавшем неплохую координацию усилий во время войны Грузии с Россией в Южной Осетии. По словам председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, "в Азербайджане очень давно действуют силовые структуры третьих стран. Азербайджанские нефтепроводы в свое время охраняли турецкие воинские подразделения. Турецкие военные, служа в Азербайджане, маскировались под рабочих".
После раздела Ирана (сегодня он помогает преодолевать энергетическую и отчасти транспортную изоляцию Армении со стороны Грузии) Азербайджан играючи решит проблему Карабаха. Пока там выжидают. Вот что, если верить армянскому порталу Panorama, сославшемуся на азербайджанское интернет-издание Faxheber, заявил бывший советник Гейдара Алиева Вафа Гулузаде. По его мнению, врагом Азербайджана номер один является Россия. "Переговоры по Нагорному Карабаху и развал России помогут Азербайджану восстановить свою территориальную целостность. Затягивание переговоров не вредит, а наоборот служит на пользу Азербайджану", — якобы заявил Гулузаде.
Далее смена внешней политики Еревана и изгнание российской военной базы из Гюмри станут делом техники. Затем, если в Азербайджане и Грузии останутся введенные туда перед нападением на Иран силы и объекты НАТО, Ильхам Алиев сможет поучаствовать в многократно анонсированном его союзником Михаилом Саакашвили проекте объединения Южного и Северного Кавказа — с не декларируемым, но очевидно предполагаемым отрывом последнего от РФ. Участие в нем Баку, скорее всего, будет сугубо мирным и сведется к энергоснабжению «Имарата Кавказ» через территорию нынешнего Дагестана. Таким образом, Москва окажется отрезанной не только от Черного, но и от Каспийского моря. Что при этом произойдет с Южной Осетией, Абхазией и русскими анклавами на Северном Кавказе, лучше даже не думать.
Чем ответит Москва?
У России пока нет адекватной замены РЛС в Габале, констатирует Станислав Притчин. Введенная в строй в 2009 году станция "Воронеж-ДМ" под Армавиром не сможет полноценно заменить объект в Азербайджане. Более того, тесное сотрудничество Азербайджана с НАТО снизит доверие между Москвой и Баку и заставит Россию пересматривать свои планы по размещению военных сил в Каспийском регионе.
Сегодня эффективных рычагов воздействия на политику Азербайджана у России нет – если не считать избитых, малоэффективных и на практике ни разу толком не реализованных угроз "выгнать гастарабайтеров". 1 марта Владимир Путин уже грозил Азербайджану наплывом беженцев-соплеменников из Ирана. "У нас с Азербайджаном особые связи, как со страной — бывшей республикой Советского Союза. У нас в России проживает более миллиона азербайджанцев. И, безусловно, это имело бы для нас экономические, социальные и политические негативные последствия", — добавил он.
Это можно интерпретировать как угрозу высылки азербайджанцев на родину (если кто забыл — 1993 году власти Москвы это уже делали). Но в отличие от выходцев из Средней Азии, азербайджанцы в России живут преимущественно не наемным трудом, а торговлей. Они намного более сплочены, обладают мощным административным и коррупционным ресурсами, в массе уже обзавелись гражданством РФ. Сегодня, если исключить денежные переводы из РФ в АР, прямые экономические связи двух стран несущественны. Обе живут за счет экспорта нефти и газа, получая почти все необходимое для жизни из Западной Европы, Турции и Юго-Восточной Азии.
Перекрыть жизненно важные коммуникации Азербайджану Россия тоже не в состоянии, ибо проходят они главным образом через союзную Баку Турцию и враждебную Москве Грузию. Единственное уязвимое направление – Каспий. Пока прямо угрожать оттуда Баку у Москвы нет повода, который может появиться вместе с практическими действиями по прокладке Транскаспийского газопровода. Но к тому времени Азербайджан вместе с Грузией может быть принят НАТО, союзный РФ на Каспии Иран – быть поверженным и расчлененным, а мятущийся компаньон по ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС И ТС Казахстан – в ужасе отшатнуться от теснимой со всех сторон России.
"Иран сегодня выступает в качестве передовой фигуры на шахматной доске, — поясняет Юрий Романенко. — Он не дает возможности западному конгломерату получить критический перевес до начала финальной – "русской" — части передела мира". И, судя по реакциям Дмитрия Медведева и Сергея Лаврова на ПРО, до Кремля это, наконец, дошло.
Конечно, России стоило бы активнее защищать Иран. Не обязательно так, как это сделал в марте партнер Китая Пакистан, грозивший Израилю ядерным ударом в случае атаки на иранские объекты – это был, конечно, блеф. Но Москве явно не следовало ни годами тянуть с вводом в строй Бушерской АЭС, ни отказываться от выполнения контракта на поставку Ирану комплексов ПВО С-300, которые не подпадали под санкции против этой страны. Это не только позволило бы России сохранить остатки лица, но наверняка охладило бы горячие головы в Баку, и не только там.
Однако у Кремля, судя по всему, нет ни геополитической стратегии, ни достаточно суверенной внешней политики. Правящий класс РФ продолжает хвататься за утопию "Европы от Атлантики до Владивостока". Осознание угрозы прямого столкновения с военной машиной Запада есть, но выведенные на Запад деньги и оффшорный бизнес душат политическую волю Москвы.
Так что прощай, Великий Азербайджан. Ты шагаешь все шире. Смотри, не споткнись.
Виктор Ядуха