Posted 20 сентября 2012, 07:58
Published 20 сентября 2012, 07:58
Modified 31 марта, 23:20
Updated 31 марта, 23:20
Грандиозный скандал в пенитенциарной системе «маяка демократии» - верхушка айсберга бесчеловечных унижений, изощренных истязаний и ужасных пыток в грузинских тюрьмах, о которых в Тбилиси прежде было принято говорить исключительно в кругу близких и надежных людей. На самом деле садизм вошел в практику правоохранительных органов Грузии после «революции роз» и стал чудовищной нормой их повседневной деятельности.
Грузины негодуют, их гнев выплескивается на спонтанных акциях протеста у стен тюрем, улицах и площадях столицы и других городов. Копился он годами. После воцарения режима Саакашвили президент объявил «нулевую толерантность» криминальному миру. Лес рубят – щепки летят: специальным законом замели в тюрьмы его генералов и их окружение, однако жертвами внесудебных расправ, когда подозреваемых средь бела дня отстреливали в людных местах, становились и люди, вина которых не была установлена.
Стягивалась и воровская пружина. Выпрямиться она была готова уже в марте 2006 года, когда заключенные Ортачальской тюрьмы в центре Тбилиси сделали попытку «замутить бузу», то есть организовать беспорядки и привлечь внимание вольного мира к условиям их содержания и царившим в застенках порядкам. Сидельцы считали их беспределом.
Начальники, которые загодя проведали о готовящемся бунте, вместо того, чтобы, как обычно предписывают инструкции, рассеять рьяных бузотеров по другим тюрьмам или засадить их в карцеры, превентивно и жестко ответили заключенным.
Жестокую расправу с ними учинили триста спецназовцев, введенных на территорию тюрьмы со штатным огнестрельным оружием. В корпусе, где отбывали срок зачинщики несостоявшегося бунта, они палили налево и направо. Несколько десятков зеков получили ранения. По данным правозащитников до десяти человек были убиты.
Грузия ахнула, но поверила в официальную версию попытки горстки зеков вырваться на свободу и учинить государственный переворот. Воровской мир, ошеломленный такой акцией устрашения, повел себя тише воды и ниже травы.
Это развязало руки тюремщикам и они уверились в том, что нормативные правила содержания и режима в пенитенциарных учреждениях демократической Грузии для них не указ для поддержания в ее тюрьмах порядка и спокойствия. Как говорится, важен не метод, а результат.
Надзирающие вконец распоясались. Из застенков стали просачиваться мольбы и стенания сидельцев о регулярных бесчеловечных унижениях, изощренных истязаниях и ужасных пытках, сексуальном насилии со стороны администрации и сотрудников пенитенциарных учреждений. Которые по-гестаповски подавляли волю заключенных, низводя их до уровня бессловесных животных.
Ужасные факты становились достоянием общественности благодаря аппарату народного защитника и правоохранительных организаций. Но власти их или попросту игнорировали, или объясняли происками оппозиции, которая таким образом чернит лик самой демократичной на постсоветском пространстве Грузии. Поражающая воображение статистика: задокументированны сотни таких фактов, только в последние полтора года от бесчеловечного обращения погибло, считай убито, 162 заключенных. Вся страна превратилась в одну огромную тюрьму: международные правозащитные организации отмечают, что Грузия по численности заключенных на каждые 100 тысяч жителей - на первом месте в Европе.
Бескрайнее мужество проявил заключенный Ксанской тюрьмы Петр Ованов. Его попытка обнародовать гестаповские порядки увенчалась успехом и он передал на волю письмо о том, как его в извращенной форме насиловали надзиратели, поименно называя садистов. На что тогда министр по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Хатуна Калмахелидзе ответствовала: «Некоторые политические субьекты в связи с пенитенциарной системой, умышленно распространяют ложную информацию с целью ввести общество в заблуждение, оскорбляя как сотрудников пенитенциарной системы, так и обвиняемых и осужденных».
Теперь она вынуждено рассталась с министерским креслом, но до ухода с поста руководителя ведомства успела подобным же образом прокомментировать скандал в Глданской тюрьме: в эфире телекомпании «Рустави-2» заявила, что происходившее в Глданской тюрьме «осуществлялось по политическому заказу определенных лиц».
Вспомнился анекдот: у новичка в тюрьме сокамерники, специфически относящиеся к педофилам, спрашивают, за что тот попал за решетку. Политический я, - отвечает, - изнасиловал пионерку.
Режим Саакашвили переполошился, грозит карами провинившимся. Задержаны десять сотрудников департамента исполнения наказания. Но повторяем, это лишь верхушка айсберга. За каждым из них - десятки, если не сотни исполнителей гнусных и бесчеловечных преступлений.
Альберт Веналайнен