Posted 21 августа 2012, 09:00
Published 21 августа 2012, 09:00
Modified 31 марта, 23:51
Updated 31 марта, 23:51
ДУШАНБЕ, 21 августа. Союз Узбекистана с США может стать угрозой для таджикской национальной безопасности. Такие опасения высказал в интервью ИА «Регнум» руководитель аналитического центра "ИНДЭМ" Саймуддин Дустов.
По мнению таджикского аналитика, это связано не только с визитом Блейка в страны региона. "Очень многое сейчас зависит от предстоящей встречи президентов Таджикистана и России в октябре месяце. Насколько мне известно, на последней встрече Эмомали Рахмон лично обещал Владимиру Путину к октябрю решить вопрос о дальнейшем пребывании 201-й российской военной базы в Таджикистане. Этот главный вопрос таджикско-российских отношений еще более усугубился после того, как таджикская сторона предложила России в одностороннем порядке пролонгировать до 2016 года сроки пребывания российских военных без каких-либо условий, а далее рассмотреть его по существу. Понятно, что американские чиновники, навещая Душанбе и Ташкент, преследуют решение двух главных вопросов. Первое - это активное использование Узбекистана в Северном маршруте. Сейчас идут большие работы по увеличению пропускной способности на пограничном пункте Хайратон на узбекско-афганской границе. Второй вопрос связан со складированием огромного количества оружия и военного снаряжения, которое будет вывозиться западной коалицией из Афганистана. На эту роль претендуют три страны - Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. Здесь очень важный момент для Киргизии, если они не продлят сроки использования базы "Манас" со стороны США, то они не получат эту военную помощь американцев. И насколько уже известно, Киргизия продлила сроки пребывания российской военной базы в Канте еще на 15 лет. Этого же Москва добивается и от Таджикистана. Но для Таджикистана, как ни странно, этот вопрос не только будущего власти самого Рахмона, но и таджикской государственности. Как бы это парадоксально ни звучало, еще никогда столь многое не зависело в регионе Средней Азии от Эмомали Рахмона, сколько будет зависеть от его встреч в предстоящем октябре", - заявил Дустов.
Эксперт полагает, что до 2015 года США готовы терпеть в Средней Азии любого авторитарного правителя, даже диктатора. "Главное, чтобы обеспечить транзит своих грузов, вывозимых из Афганистана через территорию Средней Азии. Но если таджикское руководство решится подписать соглашение с Россией о продлении сроков пребывания 201-й базы более чем на 10 лет, то столкнется с серьезной угрозой потери национальной государственности, так как Узбекистан работает не только на себя, но и против Таджикистана. Разбор участка железной дороги "Амузанг-Галаба", который соединял юг Таджикистана и Узбекистана, был открытым сигналом для США, что Узбекистан не хочет видеть Таджикистан в Северном маршруте поставок. Хотя американские военные прекрасно осознают необходимость дифференциации маршрутов. И главный вопрос, кому достанется вывозимое оружие стоимостью более $3 млрд? Если более 80% этого военного снаряжения достанется Узбекистану, то эта страна превратится в самую мощную военную силу в регионе. И тогда все более угрожающими станут ее амбиции в отношении Таджикистана и Киргизии. Кроме того, проблема передачи власти в Узбекистане вынуждает Ислама Каримова и его ближайшее окружение выбрать более-менее надежного стратегического союзника, и они, не колеблясь, выбирают на эту роль США. И в Вашингтоне это прекрасно знают. Поэтому интересы Киргизии и Таджикистана с их энергетическими проектами зависят от следующих шагов Эмомали Рахмона. Если он скажет "да" русским, то начиная с 2015 года в регионе начнут происходить тектонические сдвиги - сепаратизм в Бадахшане, управляемые конфликты как на территории Киргизии, так и на территории Таджикистана. И Узбекистан, будучи очень мощной военной силой и сателлитом США в регионе, решит все эти вопросы в свою пользу. Потому что Узбекистан для США, как раньше и для России, является очень важным плацдармом для работы в трех направлениях. Это касается в первую очередь Ирана. Всем известно, что Узбекистан является главным противником Ирана в регионе. Также Узбекистан выступает и против путинских проектов - Евразийского и Таможенного союзов. И главное, Узбекистан станет плацдармом антикитайской стратегии США. Поэтому я и настаиваю, что сейчас от Эмомали Рахмона зависит не только судьба его личной власти, не только судьба таджикской государственности, но и судьба всего региона. И у США сейчас есть шанс разрулить ситуацию и получить не только Узбекистан, но более-менее надежный Таджикистан. И здесь очень многое зависит от позиции Кремля. Таджики всегда были союзниками русских, как бы русские правители и правящие элиты не издевались над таджикской государственностью и над таджикским народом", - считает таджикский аналитик.
При этом он напоминает, что усиление роли Узбекистана в регионе - неизбежное явление. "И как ни странно, этому способствовали пророссийски настроенные политические элиты Таджикистана и Киргизии. Поэтому для Таджикистана сохранение хороших отношений с США дает возможность сохранить таджикскую государственность. В ином случае таджикам будет очень и очень тяжело", - отметил Дустов.