Posted 15 мая 2012, 18:27
Published 15 мая 2012, 18:27
Modified 1 апреля, 01:19
Updated 1 апреля, 01:19
16 мая исполняется 200 лет Бухарестскому миру. Сторонники поглощения Молдавии Румынией носят в этот день траур. По их логике, лучше бы в 1812 году Бессарабия осталась под турками, чем вошла в состав России.
Так, мэрия Кишинева приняла решение приспустить государственные флаги в столице Молдавии, посчитав эти события трагическими в истории молдавского народа. А Либеральная партия настаивает на объявлении 16 мая днем национального траура. Председатель партии Михай Гимпу предложил провести 16 мая специальное заседание парламента республики. По его словам, заключение Бухарестского мирного договора, в рамках которого к Российской империи отошла восточная часть Молдавского княжества, раскололо надвое страну, а начало периода "русской оккупации создало предпосылки для советской оккупации 28 июня 1940г., которая породила бедность, нищету, коммунизм, организованную преступность и другие проблемы, с которыми сейчас сталкивается республика".
Чтобы понять лучше день сегодняшний, надо напомнить кое-какие исторические факты. В средние века Молдавское княжество занимало Правобережье Днестра и некоторые области современной Украины (Южная Бессарабия и Северная Буковина), а также часть современной Румынии (т.н. Запрутская Молдова с центром в Яссах). Яссы, а также Сучава были столицами Молдавии. Кишинев, возникший в XY столетии, таковой не являлся. Он стал главным молдавским городом в 1940 году, после создания МССР. При царе он, правда, тоже считался первым в Бессарабской губернии, но губерния не являлась формой национальной молдавской государственности.
Сама Молдавия возникла в 1359 году, а в XY веке на нее напали турки. Тогда и настал час молдавской славы: прославленный повелитель княжества Стефан Великий и Святой (Штефан чел Маре – по молдавски) несколько раз наносил османам, перед которыми в разные времена пали Сербия, Болгария, Венгрия и иные земли, сокрушительные поражения. Как говорил о Стефане крупнейший русский историк Николай Карамзин, с малыми силами он творил великое. Во многом победы Стефана спасли Европу от экспансии «воинов Пророка». Но при преемниках великого полководца, заключившего военно-политический союз с Россией Ивана III, Молдавия все же попала под власть турок.
Османское иго длилось до 1812 года. Оно обескровило Молдавию, превратило ее в один из наиболее отсталых регионов Европы. Население обнищало, набеги вассальных Порте татар приводили к крови и бесконечным караванам молдавских невольников. Неугодных властителей убивали, смещали по малейшему подозрению. Это была классическая восточная деспотия, жестоко правившая европейским народом.
Но после серии русско-турецких войн все изменилось. Незадолго до вторжения Наполеона в Россию Михаил Илларионович Кутузов, бывший главнокомандующий русскими войсками на Дунае, разгромил турок и заключил 16 мая 1812 года Бухарестский мир. По его условиям Бессарабия вошла в состав России, а та часть Молдавского княжества, что за Прутом, осталась под сюзеренитетом султана, продолжая испытывать все прелести восточного владычества.
Только несколько десятилетий спустя княжества Молдавское (столица – Яссы) и Валашское (столица - Бухарест) объединились и стали Румынией. Свобода от Турции государства Румынского была добыта не в последнюю очередь победами русского оружия в дальнейших боях с турками.
Почему нынешние сторонники присоединения бывшей Молдавской ССР к Румынии считают эти события траурными? Бухарест и его младшие партнеры в Кишиневе намерены повторить акт 1918 года, когда в условиях революции и распада Российской империи Румыния без всякого учета воли народа Бессарабии присоединила этот край к себе. Сделано это было посредством военного вторжения, в ходе которого противники присоединения расстреливались и лишались свободы. Румынское владычество над краем длилось до 1940 года. По подсчетам современных историков, только с 1918 по 1924 годы оккупационными румынскими властями в Бессарабии было расстреляно 32 тысячи человек. Во время подавления одного лишь антирумынского восстания в городе Бендеры в 1919 году было убито 10 тысяч человек.
На этом фоне репрессии советского НКВД и уж тем более либерализм царских жандармов выглядят детскими утренниками. И, тем не менее, прорумынские силы Молдовы гнут свою линию, продолжая стенать о «трауре» и готовя почву для поглощения Румынией всей бывшей Советской Молдавии, включая Приднестровье.
Надо отметить, что Левобережье Днестра находилось в составе Румынии в 1941-1944 годах, когда румынская армия в союзе с германской воевала против СССР. Напомним, что сегодня Бухарест выступает категорически против урегулирования конфликта между Кишиневом и Тирасполем на основе федерации или конфедерации. И это притом, что в переговорах между сторонами конфликта Румыния вообще не участвует. Логика проста: Кишинев подчиняет себе Тирасполь, а потом Румыния вправе договориться с суверенной объединенной Молдовой о слиянии в одно государство.
Наиболее активно борется за объединение с Румынией Либеральная партия Молдовы, возглавляемая бывшим и.о. президента РМ Михаем Гимпу и его племянником, мэром Кишинева Дорином Киртоакэ. Именно Киртоакэ принадлежит решение приспустить государственные флаги Молдовы 16 мая. Согласно заявлениям последнего, если бы не Россия, Бессарабия сначала осталась бы под турками, но зато потом «автоматом» вошла бы в будущую Румынию.
Мэр последователен: он несколько дней назад предложил вдобавок изъять из изображения молдавского флага герб, размещенный в центре полотнища. Дело в том, что нынешний трехцветный флаг Молдовы (красно-желто-синий) представляет собой точную копию стяга Румынии. На румынском оригинале нет никакого герба, а на молдавской «копии» - герб РМ (правда, тоже румынизированный). Убери герб – и стяги Молдовы и Румынии вообще перестанут отличаться друг от друга.
Между тем, красно-желто-синий триколор не имеет никакого отношения к историческому стягу Молдавского княжества. 27 апреля 1990 года приверженцы Бухареста навязали этот флаг остальным парламентариям в обстановке развала СССР, разгула прорумынского национализма, давления на неугодных депутатов Парламента Молдовы и даже физического насилия в отношении оппонентов. Ставка изначально делалась на то, что «два румынских государства» вскоре объединятся. Этого тогда не случилось, но после свержения власти коммунистов в 2009 году в Молдове произошел прорумынский реванш. Идеи унионизма обрели второе дыхание, а Румыния вкладывает большие деньги в СМИ, прорумынские организации для подготовки нового «воссоединения».
Чтобы доказать якобы «исконную принадлежность» Молдавии Румынии, кишиневские и бухарестские унионисты изо всех сил пытаются очернить события 1812 года. Самой Румынии и румынской нации в ту пору не существовало, но унионисты скорбят, что столь жирный кусок как Бессарабия не попал в XIX столетии в состав Румынского государства. Этому помешала Россия - следовательно, надо доказать, что Бухарестский мир означал не освобождение от османской деспотии, а «аннексию», «оккупацию» и «отрыв румынских территорий».
Именно отсюда произрастают корни истерики, устроенной прорумынскими силами Молдовы в канун 16 мая. Для них лучше безжалостные средневековые янычары и разбойничьи татарские орды, нежели единоверные молдаванам русские полки. Пройдет немногим более месяца, и унионисты установят связь между изгнанием турок в 1812 году и освобождением Бессарабии от румынской оккупации 28 июня 1940 года. И уже летом раздастся стон: «Наследник Кутузова Жуков отнял у матери-Румынии ее исконную землю!». В августе, к годовщине Ясско-Кишиневской операции 1944 года, эти крики вновь огласят просторы между Прутом и Днестром. А из Бухареста напряжение голосовых связок будет соответствующим образом оплачено, дабы барды унионизма поведали граду и миру, как коварные Советы на долгие десятилетия «разлучили братьев, поставив границу на Пруте».
Сегодня внутри Молдовы и за Молдову идет жестокая политическая борьба. Решается вопрос: или Молдова уйдет за Прут, интегрировавшись с Румынией, или она останется в пространстве бывшего СССР. Получается, что солдаты Кутузова вновь на линии огня. 200 лет спустя они снова в строю, дабы не допустить новой оккупации Молдавии. Оккупации, в которой преемниками изгнанных турецких янычар выступают румынские.