Posted 3 апреля 2012, 18:00
Published 3 апреля 2012, 18:00
Modified 1 апреля, 01:58
Updated 1 апреля, 01:58
Турне Сергея Лаврова по Закавказью и Средней Азии проходит на фоне опасных событий. В их фокусе - Азербайджан, который Россия пытается убедить не строить Транскаспийский газопровод, не участвовать в войне против Ирана и не атаковать Карабах.
Турне министра иностранных дел со 2 по 6 апреля включает Ереван, Баку, Бишкек и Астану. Анонсировано, что в Ереване и Баку Сергей Лавров обсудит проблему Карабаха и правовой статус Каспийского моря, а в Бишкеке - проблемы участия Киргизии в ЕврАзЭС, ШОС и ОДКБ. Завершится поездка 6 апреля в Астане на саммите ОДКБ. Там речь пойдет о принципиальных позициях государств-членов по глобальным и региональным проблемам и о союзнической солидарности перед лицом внешних угроз. Также в повестку дня форума в Астане включены вопросы о взаимодействии постоянных представителей государств-членов ОДКБ при международных организациях и подписание меморандума о взаимопонимании между секретариатом ОДКБ и департаментом операций ООН по поддержанию мира.
Формально визиты в Армению, Азербайджан и Киргизию приурочены к двадцатилетию установления дипотношений с этими странами. Однако несложно заметить, что маршрут пролегает вдоль путей транзита азиатских углеводородов на Запад в обход России. Он стартует из Закавказья, где с Москвой уже мало считаются, и заканчивается в Средней Азии, где РФ все еще может рассчитывать на убывающее внимание к своим потребностям – плохо понятым и неясно артикулированным.
Первым пунктом поездки Сергея Лаврова стал Ереван. Статус Армении как единственного союзника России в Закавказье, ее полная блокада со стороны Турции и Азербайджана, критическая зависимость от РФ, наличие единственной в регионе российской военной базы и хорошие отношения Армении с Ираном – все это позволяет главе российской дипломатии чувствовать себя в Ереване уверенно. Неудивительно, что именно оттуда Лавров в очередной раз заявил о неприемлемости строительства Транскаспийского газопровода и обвинил ЕС в попытках расколоть сообщество прикаспийских стран. Однако единства между ними никогда не было.
Напомним, что по сей день газ из Средней Азии поступает на Запад исключительно по территории России. Проект Транскаспийского газопровода (ТКГ) предполагает перекачку туркменского газа по дну Каспия в Азербайджан и его транзит через Грузию в Турцию и ЕС. Большие надежды на этот проект возлагает и Украина, рискующая вскоре потерять ресурсы транзитного влияния на "Газпром". Россия и Иран выступают против газопровода и не хотят пускать на Каспий силы сторонних государств. Туркмения и Азербайджан, напротив, заинтересованы в трубе и настаивают на разделе Каспия с образованием нейтральный вод, куда может заходить кто угодно. Казахстан, несмотря на членство в ОДКБ и Таможенном союзе, так и не озвучил свою позицию.
12 сентября прошлого года Совет министров ЕС без согласования с Россией одобрил мандат Еврокомиссии на право вести переговоры с Туркменией и Азербайджаном о газопроводе. Заявление об этом со стороны еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера прозвучало в грубой и оскорбительной для Москвы форме. 2 апреля перед визитом Сергея Лаврова Азербайджан фактически впервые официально поддержал идею строительства ТКГ. «Транскаспийский газопровод - крупный проект, и Азербайджан заинтересован в его реализации», - заявил министр промышленности и энергетики страны Натиг Алиев. По его словам, данный проект позволит Азербайджану превратиться из страны-производителя газа в страну-транзитера. Туркмения также продолжает переговоры с ЕС по Транскаспийскому газопроводу, демонстрируя уверенность в том, что он будет построен.
Мало того, появляется все больше свидетельств, что Азербайджан готов предоставить США и Израилю плацдарм для нападения на Иран в обмен на поставки новейших систем вооружений и, возможно, на присоединение части северных земель Ирана в процессе его раздела. В минувшую среду статья об этом была опубликована в электронной версии Foreign Policy - одного из двух самых влиятельных вашингтонских внешнеполитических журналов. Ссылаясь на неназванных высокопоставленных представителей администрации Обамы и сотрудников американской разведки, автор писал, что, "согласно выводам США, Израилю недавно был предоставлен доступ к воздушным базам близ северной границы Ирана". Госдепартамент заявил, что не имеет информации на этот счет, что можно трактовать по-разному.
Высокопоставленные противники удара по Ирану, включая Сергея Лаврова, говорят, что локальной эта война не будет, но редко объясняют, почему. Возможное участие в ней Азербайджана помогает ответить на этот вопрос. Если Баку под шумок иранской кампании решит использовать израильское оружие для удара по Карабаху - стоит ожидать молниеносного признания НКР со стороны Армении и мобилизации ее войск на защиту непризнанной республики. А поскольку Армения является членом ОДКБ, велика вероятность, что Россия придет ей на помощь, прорубив через Грузию коридор к своей базе в Гюмри (об этом открыто говорят в Москве и Тбилиси). В этой ситуации на стороне Азербайджана гарантированно выступит Грузия и, пока неясно, в какой форме – Турция. Таким образом, большая война с участием всего Кавказа и России в случае удара по Ирану весьма вероятна.
Все это делает Баку фокусом глобальной напряженности и главной точкой в турне Сергея Лаврова. Вряд ли случайно за день до его визита – и в тот же день – в столицу Азербайджана прибыли помощник госсекретаря США по дипломатической безопасности Эрик Босуэлл, комиссар по расширению ЕС и политике соседства Штефан Фюле, а также главы МИД Литвы и Финляндии. Кроме того, в эти же дни Баку посещает Николай Азаров – премьер-министр Украины, о чьем интересе к ТКГ шла речь выше.
На момент написания этой статьи в открытых источниках не было свидетельств, что Лавров отговаривает Азербайджан от участия в американо-израильской военной операции. Однако косвенные шаги в этом направлении министр предпринял – призвал ускорить переговоры по Карабаху, заявил о неприемлемости там «ливийского сценария» и снова предложил США совместно использовать Габалинскую РЛС, за аренду которой Баку недавно затребовал от Москвы аж $300 млн в год. Пока, насколько можно судить, вокруг объекта идет торг.
Задачи визитов Сергея Лаврова в Бишкек и Астану на этом фоне несколько блекнут, однако они тоже очень важны. В первую очередь, это стремление прервать череду внешнеполитических провалов Кремля в Средней Азии и остановить падение влияния России на юге бывшего СССР.
После угроз нового президента Киргизии вывести оттуда российские военные объекты и передать инвестконтракты третьим странам стало ясно, что Алмазбек Атамбаев – ничуть не более пророссийский лидер, чем его опальный предшественник. Правительство Киргизии включило в список приоритетных задач присоединение страны к транспортному коридору TRACECA (конкурент Транссиба) и смягчает свою риторику по поводу вывода американской авиабазы в 2014 году. Это и многое другое ставит под вопрос принятие Киргизии в интеграционные объединения Москвы с предоставлением экономических льгот.
Казахстан, как отмечалось выше, так и не определился в вопросах Транскаспийского газопровода и статуса Каспия. Кроме того, давно назрела необходимость реформы механизма принятия решений в ОДКБ. Сегодня принцип полного консенсуса всех членов мешает этой организации прийти на помощь каждому из них в случае внешней угрозы. Белоруссия и Россия настаивают на принципе простого большинства, но далеко факт, что тот же Казахстан с этим согласится.
Политику России в регионе надо менять, потому что провалов во всех сферах становится все больше, считает руководитель Отдела Средней Азии и Казахстана в Институте старн СНГ Андрей Грозин. По его словам, за медведевские 4 года российское влияние особенно сильно просело. Но как ее собственно менять, эту политику?
Безусловно, памятное выступление Дмитрия Медведева перед послами РФ в МИДе, где тот призвал дипломатов плотнее сотрудничать с Западом и поменьше думать об СНГ, символизировало откат от патриотической риторики докризисного Путина к риторике времен Горбачева. Но значит ли это, что при Медведеве изменилась сама суть внешней политики Кремля? Значит ли это, что с возвращением Владимира Путина она перестанет быть реактивной и олигархической? И что у Москвы, наконец, появится четкое осознание своих долгосрочных интересов?
Виктор Ядуха