Posted 25 января 2012, 12:55
Published 25 января 2012, 12:55
Modified 1 апреля 2024, 03:02
Updated 1 апреля 2024, 03:02
Однажды в ходе пресс-конференции для белорусских журналистов Александр Григорьевич попросил руководителя Общественного национального телевидения Григорий Киселя рассказать о нем анекдот. Тот рассказал, как говорят в народе, «боян»: «Обама, Лукашенко и Медведев в одной лодке не могут договориться, кому грести, и решили проголосовать. За Батьку было четыре голоса, хотя в лодке сидели трое». Белорусский президент сделал вид, что от души посмеялся. Но заблуждаться не стоит: Батька не любит, ни когда его критикуют, ни когда над ним шутят.
С первой проблемой Белоруссия разобралась уже давно: в стране не идут российские выпуски новостей о жизни в братском государстве. Вместо ОРТ здесь - ОНТ, который процентов на 70 формирует свою сетку вещания за счет российского контента, но производит свои новости. Аналогичная ситуация с «НТВ-Беларусь» и «РТР-Беларусь». Посмотреть критические сюжеты российских журналистов о Белоруссии можно только в Интернете, куда их заботливо выкладывают местные оппозиционные журналисты.
В 2007 году в Белоруссии отключили телеканал «24 док». Это случилось сразу после того, как тот показал фильм белорусского режиссера Юрия Хащеватского «Обыкновенный президент», посвященный Лукашенко. В 2009 году в Белоруссии отключили вещание сразу пяти российских каналов: «Первый канал — Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», РЕН ТВ и «ТВЦ-Международный».
Потом власть взялась за прессу: из минских киосков навсегда исчезли «Коммерсант» и «Московский комсомолец». Когда в Forbes вышла критическая статья о Белоруссии, в стране невозможно было найти тот самый номер. «Русским Newsweek», царство ему небесное, торговали только из-под полы.
Теперь дошла очередь и до развлекательных телеканалов, осмеивающих белорусского президента. Так, летом прошлого года в Минске фактически запретили ТНТ. Из кабельных сетей ТНТ убрали, потому что российская компания якобы стала завышать расценки на свой контент. В Минские кабельные сети телеканал так и не вернулся. С 1 февраля вещание этого, в общем-то, безобидного телеканала запретили в провинциальном Пинске. В конце прошлого года он стал недоступен жителям Бреста. Кстати, в 2009 году в Белоруссии запретили фильм «V - значит Вендетта», а его на ТНТ один раз показали. После этого у телеканала попросту отобрали лицензию для вещания в Белоруссии.
Менеджер канала заявил в интервью белорусскому «Еврорадио»: "От российского канала ТНТ вы никакой реакции не услышите. Нам все равно". В самой Белоруссии уверены, что «дошутился» юморист Павел Воля, который в прошлом году особенно часто критиковал Лукашенко.
Справедливости ради стоит отметить, что практика отключения российских телеканалов облюбована многими партнерами Белоруссии по СНГ – их нет в прямой трансляции на Украине, их нет в ряде стран Средней Азии.
Перестал работать в Белоруссии и Euronews. Официальная позиция Минска такова: канал стал требовать за свой продукт слишком много денег. Такое чувство, что идеологи белорусской власти просто не уверены в себе: Лукашенко то и дело твердит об информационной войне против Белоруссии, а его подчиненные не могут прямо сказать, что доступ к чужим СМИ закрыт по политическим мотивам.
Лукашенко и всех его сторонников можно понять, и даже осуждать его как-то глупо. Но приходится констатировать, что пиар-машина Белоруссии всегда дает сбой. Взять хотя бы скандал с терактом: всем оперативникам и людям, умеющим мыслить, в стране понятно, что взрывал именно тот, кому недавно вынесли смертный приговор. Это обстоятельство абсолютно доказуемо. Но невнятность и неловкость белорусской пропаганды дает оппозиции повод для разного рода инсинуаций.
Белорусская власть обладает многими родовыми пятнами власти советской. Она достигла успехов в экономике, построила сильное социальное государство, но как отстоять свои заслуги перед лицом враждебной медиамашины, ее менеджеры не знают. А потому в области PR Белоруссия допускает провал за провалом.
Максим Швейц