Posted 5 октября 2011, 17:54
Published 5 октября 2011, 17:54
Modified 1 апреля, 04:49
Updated 1 апреля, 04:49
Будущий президент РФ Владимир Путин сделал то, чего друзья и враги ждали от него 10 лет - провозгласил «собирание земель» бывшего СССР. Есть разные версии, почему он это сделал и как поведут себя соседи. Очевидно одно: усидеть на двух стульях у них больше не получится.
«Будет идти постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана. Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу», — пишет Путин в нашумевшей статье для «Известий», опубликованной 4 октября.
"Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз… Это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров", — говорится в статье.
Позднее пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков пояснил «Коммерсанту», что "входящие в Евразийский союз страны должны сохранить политический суверенитет, но управление экономиками должно быть максимально интегрировано". По словам господина Пескова, наиболее близкая Евразийскому союзу целевая модель – ЕС. В частности, Москва хотела бы создать и единую валюту Евразийского союза с единым эмиссионным центром.
Заявку Путина на «собирание земель» большинство комментаторов связывают с выборами-2012, однако в силу предопределенности их результата такая версия представляется весьма поверхностной. Гораздо важнее глобальный политический и экономический контекст. Потому что осень 2011 года, которую мы все с тревогой переживаем, напоминает сразу три грозовых исторических периода: август 2008 года, лето 1933-го и весну 1914-го.
Всем очевидно, что базовые причины кризиса не устранены и отскок после первой волны был лишь прелюдией к новой, гораздо более мощной. Монетарные стимулы больше не работают: панику на биржах не в силах остановить ни обещания QE-3 от Бернанке, ни щедрые посулы Трише. Под медиа-шумок вокруг долгов еврозоны кредитные дефолтные свопы Morgan Stanley и BOFA подбираются к предсмертному пику Leman Brothers и уже давно переплюнули CDS Италии с Испанией. Люди больше не хотят жить в кредит, безработица в Штатах бьет рекорды. Банки массово отбирают у «ипотечных рабов» дома, которые должны подешеветь впятеро, чтобы их хоть кто-то купил. Города США охвачены массовыми протестами против Уолл-Стрит.
Между тем, заявление Обамы, что он не рассчитывает на переизбрание, почти гарантирует миру воинственного президента-республиканца в 2012 году. Валютная война США с Китаем обостряется и, судя по по реакции Запада на вето по Сирии в Совбезе ООН, может стать не только финансовой. Ближний Восток на пороге большой войны. Турция грозит бомбардировками сразу Израилю и Кипру, а значит и Греции. Но это слишком глупо, чтобы быть реальностью. Скорее, турки камуфлируют этим спектаклем подготовку НАТО к масштабной операции против Сирии и Ирана. Башар Асад вряд ли случайно заявил, что Тегеран уже сейчас готов вступить в войну против Запада на стороне Дамаска.
Отношения Запада с Россией тоже обостряются. Нежелание США идти на компромиссы по ПРО и формирование в ЕС единого фронта против «Газпрома» показывают: ни замена социализма на капитализм, ни последующие односторонние уступки Западу не помогли Москве уйти от геполитической кармы Российской империи и Советского Союза. Боги азбучных истин вернулись и подняли меч. Мало того, если верить ИТАР-ТАСС и информированным украинским СМИ, Москва и Киев обсуждают вероятность и условия участия в американской ПРО Украины.
И именно в этих условиях Путин предлагает соседям создать новый геополитический и геоэкономический Союз.
В связи с этим возникает всего два вопроса: не поздно ли в Кремле спохватились, и как в этой ситуации поведут себя соседи РФ. В первую очередь, Украина, которой, как известно, не раз предлагалось войти в союз Таможенный.
Как и следовало ожидать, комментаторы с мест, включая внутрироссийских, разделились на две пестрых по идеологии и национальному составу группы.
Представители первой склонны девальвировать послание Путина. Они настаивают, что статья премьера – не более чем предвыборная агитка, которая не найдет отклика даже у самих россиян, поскольку присоединение Киргизии и Таджикистана узаконит нелегальную миграцию. По их словам, вместо СССР, где окраины жили подчас лучше центра, Путин предлагает либерально-торговую империю, где из окраин будут выжимать соки. Они предупреждают, что даже Казахстан и Белоруссия будут интегрироваться до пределов, которые не будут сужать власть местных элит. Не говоря уже об Украине, чья олигархия боится экспансии россиян и отметает все, что противоречит спасительной, хотя и не реалистичной доктрине «евроинтеграции».
Участники второй группы считают, что Путин пошел ва-банк. По их словам, российская политэлита, наконец, определилась и поняла, что у РФ, как у сырьевого придатка, будущего нет. Они рассматривают статью премьера как акт принятия Россией себя и долгожданную реакцию на внешние угрозы. Мир вступает в эпоху войн, и в Кремле, независимо от желания, приняли груз исторической миссии: континентальная РФ, в отличие от окруженных водами Британии и США, обречена присоединять соседей - просто для того, чтобы защитить себя на дальних подступах. Они также обращают внимание на гибель института международного права и блочно-силовую конструкцию постялтинского мира, где суверенитет малых государств – фикция, тем более, если он не решает задачи экономического выживания.
Возможно, Евразийский союз станет такой же потемкинской деревней, как Союз России и Белоруссии, ОДКБ и ЕврАзЭС. Весьма вероятно, что выделенные на это деньги разворуют, а сам союз после выборов тихо спустят на тормозах. И пока, в самом деле, слишком мало причин думать иначе.
Но сейчас важнее не мотивы Путина, а дальнейшее поведение внешних адресатов его послания. Потому что соседи России вплотную подошли к неизбежному моменту истины в отношениях с ней. Потому, что это, безусловно, провокация: Москва фактически напрямую апеллирует к общественному мнению стран СНГ, и в первую очередь - Украины. И как бы там ни было, мы наблюдаем конец эпохи многовекторности для всех соседей РФ. Усидеть на двух стульях больше не получится.
Реакции на высшем уровне ни в одной из стран СНГ пока нет.
Виктор Ядуха, Александр Шахназаров