Posted 30 мая 2019, 15:02
Published 30 мая 2019, 15:02
Modified 30 марта, 16:45
Updated 30 марта, 16:45
Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина отчиталась в четверг в Госдуме о работе российского финансового регулятора в 2018 году. Из ее выступления следовало, что снижение и удержание инфляции в России на уровне 4% остается идеей-фикс. Именно в этом показателе Набиуллина видит залог долгосрочных инвестиций и «роста благосостояния граждан».
Между тем, как заметили ей депутаты, доходы населения продолжают падать уже шестой год подряд. Некоторые из них убеждены, что ЦБ должен сосредоточиться на другом. «У нас который год подряд падение доходов, что вы нам все про эту инфляцию рассказываете?», — возмутился депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов.
А коммунист Николай Арефьев отметил, что, проводя умеренно жесткую кредитную политику, Центробанк ради снижения инфляции замедляет темп развития российской экономики и рост уровня жизни населения. Депутаты помнят, что руководство страны ранее поставило задачу вдвое сократить бедность в России и вывести ее в пятерку развитых экономик мира, напомнили в Госдуме. «Но при такой схеме мы окончательно развалим экономику и вгоним население в нищету», — полагает Арефьев.
Набиуллина заявила, что стабилизация инфляции с ожидаемым возвращением на целевой показатель в 4% в первой половине 2020 года позволит снизить ключевую ставку уже в ближайшие месяцы. «Мы считаем возможным снизить ключевую ставку во втором-третьем квартале 2019 года», — сообщила Набиуллина. Это повлечет за собой снижение ставок по кредитам. Причем, говоря об ипотечных ставках, Набиуллина заверила, что опустить их до 8%, как поручил президент, будет реально к 2024 году. Между тем, парламентариев не обрадовала новость о том, что заемщики тратят на погашение кредитов 44% своих доходов и вынуждены экономить на всем.
Другое дело — государство, которое продолжает копить бюджетные излишки и наращивать золотовалютные резервы. Так, Россия почти дотянула до заветной отметки в $500 млрд, при этом сократила в структуре резервов долю доллара, заменив их золотом и юанями. Политика дедолларизации проводится также в финансовом секторе. «Доля валютных кредитов и депозитов снижается, внешний долг также продолжает сокращаться на 12,4% за год, выросли расчеты в нацвалютах», — перечислила Набиуллина.
В остальном, говоря о финансовой ситуации в стране, она повторила свои прежние тезисы о практическом завершении «оздоровления» банковского сектора и высказалась против легализации криптовалют. В качестве альтернативы в ЦБ предлагают развивать собственную систему быстрых платежей, которая, помимо всего прочего, поможет снизить тарифы на переводы между физлицами в несколько раз. Так, ожидается, что уже к началу 2020 года к этой системе будут подключены более 200 банков.
При этом Набиуллина согласилась поддержать инициативу депутатов увеличить страховое возмещение по вкладам до 10 млн рублей (сейчас — 1,4 млн рублей), но только в некоторых случаях, например, если на депозит внесли средства полученные по наследству, деньги от продажи квартиры и т. д. К слову, сама идея возникла из-за отзыва лицензий у банков, из-за чего пострадали вкладчики, потерявшие застрахованную часть депозита.
Депутаты, между тем, требовали от ЦБ решительных мер. «У нас огромный профицит ликвидности в банках — порядка 40 трлн рублей, которые не востребованы экономикой из-за высоких процентных ставок по кредитам. Зачем копят деньги, если пользоваться им невозможно? Более того, искусственно созданный дефицит денег в экономике и ограничение эмиссии целенаправленно душат российскую экономику», — била тревогу коммунистка Вера Ганзя.
В ответ Набиуллина заявила, что никакого дефицита нет, а в стране наблюдается рост кредитования, особенно в потребительском секторе. Но в КПРФ продолжали утверждать, что кредитные ресурсы остаются малодоступными.
В ЛДПР полагают, что ЦБ мог бы активнее влиять на развитие экономики. Сейчас же, по словам депутата Катасонова, регулятор занимает позицию «над схваткой». «Занимается демагогией и ничего не хочет менять, а вместо этого рассказывает нам, как стало много карт «Мир», — возмущался депутат.
«Эсер» Валерий Гартунг предложил изменить закон о Центробанке, прописав в нем, что регулятор должен сосредоточиться на «росте экономики и как следствие росте доходов граждан». Но фракция «Справедливая Россия» уже вносила такой законопроект, и он не встретил поддержки среди парламентского большинства.
Набиуллина же убеждена, что ее курс на сдерживание роста цен правильный. «Мы снижаем инфляцию не за счет подавления экономического роста, причины его слабого роста в другом. Было бы хуже, если бы у нас были низкие темпы роста и высокая инфляция, потому что граждане очень чувствительны к росту цен», — заявила она. Такой ответ устроил единороссов, которые полагают, что в целом ЦБ успешно справляется с поставленными задачами.
Елена Земскова