Posted 22 мая 2019, 15:01
Published 22 мая 2019, 15:01
Modified 30 марта, 16:48
Updated 30 марта, 16:48
Суд на два месяца арестовал шестерых причастных к работе самарского ООО «Нефтеперевалка», владеющего тем самым частным узлом приема нефти, через который в магистральный нефтепровод закачивалась ядовитая хлорсодержащая субстанция. Двое из них арестованы заочно и уже успели засветиться в комментариях СМИ.
Первый из разыскиваемых Роман Трушев, бывший гендиректор ООО «Самаратранснефть-Терминал». Как рассказала в своем расследовании «Медуза», построенный им узел слива занимался приемом нефти разных компаний и, в частности, ННК — нефтяной компании, принадлежащей бывшему главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову.
Второй беглец, совладелец злосчастной компании «Нефтеперевалка» Роман Ружечко в интервью РБК не исключил, что к появлению грязной нефти могла иметь отношение «Башнефть».
Но это не главное. Интереснее то, что терминал, владельцем которого является Ружечко, является не просто частным узлом приемки. Это единственный из полутора сотен не принадлежащих «Транснефти» частных узлов приема, который не является собственностью ни одной нефтедобывающей компании. За его созданием в свое время стояла Марина Сечина, бывшая супруга руководителя «Роснефти» Игоря Сечина, за руку водившая по большим кабинетам нынешнего фигуранта уголовного дела Ружечко.
Между тем, как отмечают эксперты отрасли, при поддержке Сечина и стараниями главы ФАС Артемьева все последние годы проводится курс на «либерализацию нефтяного рынка». В рамках этой «либерализации» были успешно торпедированы все усилия по принятию правительством законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» (МТТНН) — основного документа, призванного жестко регулировать все вопросы, включая качество сырья, сдаваемого в систему «Транснефти».
Параллельно с этим в Госдуме активно лоббировался альтернативный законопроект «Об основах государственного регулирования в нефтяной отрасли». В нем предлагалось закрепить Единую систему снабжения нефтью и нефтепродуктами, в которую бы вошли все нефтяные компании и «Транснефть». Возглавить Единую систему на федеральном уровне должен орган, аналогичный «Роснефти», с расширенными полномочиями. Создать «нефтяной Газпром» тогда не удалось. Но что интересно - и лоббирование закона о «нефтяном Газпроме», и требование Сечиным либерализации при поставках нефти, так или иначе, должно было разрушить монополию «Транснефти» на транспортировку «черного золота» и, соответственно, контроль за его качеством.
«Роснефть» против закона о транспортировке
В итоге сегодня в России нет закона, регулирующего транспортировку нефти. Отрасль регулируется только ведомственными и внутренними документами самой «Транснефти». Первая попытка его принятия была еще в 1996 году, потом в 2008 году… В 2015 году подготовить новую версию законопроекта поручил уже президент страны. Документ, в числе прочего, должен был решить вопросы безопасности нефтепроводов и контроля за качеством поступающей в них нефти.
Новации вызвали ожесточенное сопротивление крупнейшей нефтяной компании страны, и ставшей на ее сторону ФАС. «Роснефть» выступила за возможность и право иметь собственные магистральные нефтепроводы и категорически против тщательного контроля качества сдаваемой для транспортировки нефти — руководство компании посчитало это неоправданным самоуправством нефтепроводчиков.
В отсутствие закона представители «Роснефти» активно пытаются нарушить и сложившийся status quo в отрасли. Каждый раз, когда подписывались договоры на прокачку нефти, юристами «Роснефти» вносились правки о либерализации контроля качества и нераспространения на них требований «Транснефти».
Два с половиной года назад компания устроила натуральный скандал с неподписанием ежегодных договоров на транспортировку нефти и нефтепродуктов на действовавших условиях.
В частности, одним из камней преткновения в договоре транспортировки 2017 года был п. 13.3, устанавливающий требования к «метрологическому обеспечению учетных операций с нефтью…» и к «контролю показателей качества нефти». Обоснование юристов нефтяной компании было под копирку: «Указанные документы содержат завышенные требования к оборудованию и эксплуатации ПСП и избыточные требования к … оборудованию, аккредитации лабораторий, численности персонала, автоматизации и телемеханизации».
Позже, поняв бессмысленность инициированного вице-президентом «Роснефти» Феоктистовым (вскоре уволенным) скандала, представители компании подписали договоры на прокачку, но везде приложили «особое мнение», где указали несогласие с действующими нормативами «Транснефти» на качество сдаваемой в систему нефти.
Как следует из имеющихся в редакции документов, как минимум последние три года компания активно лоббировала идеи либерализации в сфере контроля за качеством нефти и непринятия закона о МТТНН, требуя исключать из документов большую часть норм и правил контроля качества сырья.
Торпедирование законопроекта о МТТНН параллельно сопровождалось требованием подвергнуть существующую законодательную базу еще большей либерализации. Все это шло под соусом «разрушения действующей структуры правового регулирования».
Вот что в январе 2019 года пишет (письмо есть в распоряжении редакции) первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров заместителю министра энергетики России Павлу Сорокину. «Сложившаяся структура нормативно-правовой базы в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам регулирует все аспекты деятельности отрасли… Как указано выше и неоднократно отмечалось компанией в официальных обращениях, урегулирование данных проблемных вопросов не требует разработки и принятия отдельного законодательного акта и разрушения, тем самым, действующей структуры правового регулирования».
А вот главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин 22 октября 2018 года в письме министру энергетики России Александру Новаку лоббирует упрощение доступа к магистральным нефтепроводам, напирая на то, что все и так уже отрегулировано, поэтому ничего трогать не надо, иначе это приведет к «снижению качества» нефти.
«Аналогичный подход предлагается применить ко всем вопросам, связанным с обеспечением недискриминационного доступа к услугам монополиста («Транснефти» — ред.), в том числе к вопросам подключения к системе (магистральных нефтепроводов — ред.), рассмотрения заявок на транспортировку, процедуры заключения договоров, количества и качества нефти и нефтепродуктов… Изменение существующей системы регулирования … приведет к дисбалансу прав и интересов монополиста и грузоотправителей, а также несогласованности и дублированию государственного регулирования в этой области, снижению его качества», — пишет Игорь Сечин.
И антимонопольное ведомство эту позицию самоотверженно поддерживает. Как говорится в сентябре 2018 года в письме ФАС в Минэнерго России, «нормативно-правовая база в сфере доступа к услугам по подключению объектов нефтедобычи, нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз к магистральным нефтепроводам и к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам является достаточной и не требует разработки специального федерального закона…».
Интересно, что, кроме ФАС, позицию «Роснефти» не поддерживает никто. Тем не менее, совместными усилиями «Роснефть» и ФАС смогли торпедировать законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте…» — даже несмотря на поручение президента страны, он так и не был внесен в парламент.
При этом в правительстве до сих пор ходит в ожидании положительных отзывов еще один либеральный перл, сотворенный в ведомстве Артемьева, — проект закона «Об обороте нефти и нефтепродуктов» — как альтернатива, по сути, убитого законопроекта МТТНН…
Подготовка независимых… диверсантов
Помимо борьбы с законопроектом ФАС ратовало за появление в России полностью независимых — не связанных ни с нефтяниками, ни с «Транснефтью — пунктов сдачи нефти в магистральные нефтепроводы. Стараниями упомянутых интересантов первым и пока единственным таким независимым пунктом (всего их 283) как раз и стал самарский. Теперь страна решает проблему хлорированной нефти, а ведомство Артемьева сотоварищи предпочитает не вспоминать о своем сомнительном успехе в либерализации и огульном насаждении конкуренции.
Сразу после масштабного попадания в «Дружбу» загрязненного соединениями хлора сырья «Роснефть» и ФАС перестали вспоминать о том, что буквально вчера говорили об излишнем, душащем и мешающем нормально работать контроле качества сдаваемой в нефтепроводы нефти. Хотя сам криминальный успех арестованных сейчас руководителей самарского ООО «Нефтеперевалка», как полагают эксперты отрасли, стал возможен именно благодаря позиции «Роснефти» и крайне неумелой попытки ФАС либерализовать правила безопасности транспортировки нефти.
P.S. Ратуя за либерализацию технических регламентов и законодательных актов, господа лоббисты играют на руку криминальному бизнесу. Немудрено, что сейчас история с грязной нефтью пошла по линии ФСБ и СК. Очевидно, заряженное таким образом ружье должно было когда-то выстрелить.
Источник — ИА «Московский монитор»