Posted 31 августа 2016, 04:58

Published 31 августа 2016, 04:58

Modified 31 марта, 02:03

Updated 31 марта, 02:03

СМИ: Минфин предложил повысить налоги, чтобы сбалансировать бюджет

31 августа 2016, 04:58
В бюджетном прогнозе ведомства отражена также мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года.

К совещанию у вице-премьера РФ Игоря Шувалова, которое прошло на этой неделе, Минфин подготовил свой бюджетный прогноз, в котором отражено повышение налогов, мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года.

Как пишут «Ведомости», всего за 2017—2019 годы Минфин хочет дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн руб. Эти деньги ведомство планирует получить с нефтяников «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.

Мобилизация нужна, чтобы снижать дефицит бюджета на 1 процентный пункт ежегодно — с 3,2% в 2017 г. до 1,2% ВВП в 2019 г., пишет издание. Сокращать расходы Минфин уже не может — принято решение зафиксировать их на все три года в размере 15,787 трлн руб. в год. А при планируемых доходах дыра за три года оказывается на 60% больше целевого дефицита — он возрастает еще на 3,5 трлн руб.

Мобилизационные предложения Минфина сокращают эту дыру до 1 трлн руб. И если в 2017 г. не хватает всего 40 млрд руб., то в 2019 г. — уже 649 млрд. Свободных денег (т. е. не вложенных в инвестиционные проекты, не размещенных в банках и ВЭБе) в суверенных фондах недостаточно. Вслед за резервным фондом в следующем году придется тратить фонд национального благосостояния, следует из расчетов Минфина, и в течение 2018 г. резервы практически исчерпываются.

В Минфине полагают, что можно изыскать средства за счет повышения налогов. Так, уже подсчитано, что повышение на 1 п. п. каждого из ключевых налогов — на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов — принесет бюджету от 170 млрд до 324 млрд руб. Оцениваются и более радикальные изменения, пишет издание. Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение — поднять единую ставку НДФЛ до 15—16% и ввести необлагаемый минимум. Снова предлагается реформа страховых взносов: взимать их со всего зарплатного фонда полностью и по единой ставке, что в свою очередь, по мнению экспертов, чревато риском ухода зарплат в тень.

В качестве компенсации на совещании предлагалось понизить общую ставку до 29% в 2018 г., а с 2019 г. — до 28%, однако и это опасное решение, считают источники «Ведомостей»: такие изменения приведут к росту нагрузки на секторы с наиболее квалифицированным трудом, критичен другой.

Минфин предлагает в качестве альтернативы снижение взносов в обмен на повышение НДС. Это так называемая фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ как способ стимулировать чистый экспорт в странах единого монетарного союза: снижение издержек на труд повышает конкурентоспособность экспортеров, которые не платят НДС, — нагрузка переносится на импортеров. Рост ставки НДС на 1 п. п. приносит дополнительные 220 млрд руб., подсчитал Минфин. Но фронтальное повышение НДС крайне инфляционно, а дополнительный 1 п. п. инфляции — это 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета (индексация социальных выплат). Альтернатива — отменить льготы и компенсировать их адресной социальной поддержкой малоимущих.

Кроме того, на совещании вернулись к теме отмены пенсий работающим пенсионерам, однако она тут же была отвергнута участниками совещания. Также маловероятно, что будут повышены НДС и НДФЛ, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина. Другой чиновник более категорично полагает, что ничего из предложенных Минфином мер пока даже обсуждать нельзя.

Подпишитесь