Posted 17 февраля 2016, 10:45
Published 17 февраля 2016, 10:45
Modified 31 марта, 04:18
Updated 31 марта, 04:18
Российскому авторскому обществу необходимо продолжать отстаивать права авторов, активно противодействуя распространению нелегального контента в Интернете и постоянно разъясняя гражданам, почему им так важно платить за скачиваемые из сети произведения. Об этом в интервью изданию «Лента.ру» рассказал гендиректор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Орон.
Несмотря на то, что многие европейцы и россияне сейчас еще активно пользуются пиратскими сайтами, постепенно все больше потребителей переключаются на добросовестные сервисы, отметил эксперт.
«Международный опыт показывает, что уровень пиратства ниже в тех странах, где пользователям доступно больше разнообразных легальных стриминговых сервисов. Постепенно меняется и отношение общества — люди понимают, что если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут, – подчеркнул Гади Орон. – Если говорить о России, то мы видим, как Российское авторское общество (РАО) и другие организации по защите авторских прав привлекают к проблеме пиратства все большее внимание общественности и властей».
Одна из главных проблем современного авторского права состоит в том, считает глава CISAC, что люди зачастую даже не осознают: скачивая какую-нибудь музыку или фильм в Интернете, они могут нарушать права авторов, лишая их при этом честного заработка. Господин Орон привел в пример известного автора песен Эдди Шварца, работавшего с такими знаменитостями, как Джо Кокер.
«Он подсчитал, что разошедшийся миллионным тиражом альбом с его песней приносил ему примерно 45 тысяч долларов. Он получал прекрасный платиновый диск и приятный денежный бонус. А сегодня за один миллион проигрываний своей песни на легальном сервисе он получает всего 35 долларов. Поэтому он как-то сказал: «Мой платиновый диск превратился в питу» (сухая бездрожжевая лепешка - прим. ред.). Если за каждое воспроизведение авторы получают в среднем 0,000001 доллара, то у них просто нет будущего. И это лишь доход авторов от легального скачивания, а вы подумайте про упущенную выгоду от пиратства», - констатировал гендиректор CISAC.
«Пользователям постоянно надо объяснять, почему важно платить за контент. Ведь из этих денег идут отчисления авторам — вроде бы очевидные вещи, – уверен Гади Орон. – Некоторые действительно не понимают, что скачивая нелегальные песни или фильмы, нарушают закон. И уж тем более не осознают, как это важно — чтобы авторы получали вознаграждение. Так что бороться с пиратством нельзя только одним методом. Нужен комплексный подход, одновременно учитывающий и опыт авторских обществ, и возможности государства».
Другая проблема, связанная с авторскими правами в цифровой среде, – крайне низкий уровень авторских отчислений от стриминговых сервисов. Директора вполне легально работающих компаний не стесняются назначать себе бонусы в 15 млн долларов, в то время как авторам и правообладателям перепадает от них всего 15% доходов, возмутился Гади Орон.
«Выходит, что мы помогаем iTunes или Google стать еще более успешными, но авторы так и остаются без достойной платы за свой труд. Но так быть не должно. Как любит повторять президент CISAC Жан-Мишель Жарр: «Авторы существовали до изобретения электричества, и они будут существовать после того, как Интернет умрет». Наша же задача авторов защитить».
При этом гендиректор CISAC высоко оценил результаты работы Российского авторского общества. «Нам важна та работа, которую ведут организации-члены CISAC, защищающие авторские права на местах, – сказал Гади Орон. – И здесь мы положительно оцениваем вклад Российского авторского общества. Важно, что РАО находится в непрерывном диалоге с государством, ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Совместно разрабатываются законодательные инициативы и предложения по развитию авторского права».
Также глава CISAC проанализировал последние изменения в российском законодательстве об авторском праве, отметив такие новшества, как введение государственной аккредитации авторских обществ и запуск системы расширенного лицензирования, а также их позитивное влияние на рынок.
«Качественные изменения возможны только при совместной работе государства и авторских обществ. Россия в этом смысле преуспела в последние годы. В чем я еще раз убедился в ходе недавней трехсторонней встречи с руководителем Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорием Ивлиевым и генеральным директором Российского авторского общества Сергеем Федотовым, – отметил Гади Орон. – Сегодня мы видим позитивные результаты такой совместной работы — российский рынок изменился, стал более прозрачным и контролируемым. Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан. Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира. За последние годы сумма выплат авторам в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат».
Продолжая рассуждать об обстановке с авторскими правами в России, эксперт назвал ее более чем благополучной. «Я могу судить по нескольким показателям: по объему сборов в пользу авторов и распределению этих средств, – сказал Гади Орон. – В этом смысле дела в России обстоят очень хорошо. А сложившуюся систему я могу назвать одной из самых эффективных в наиболее быстро развивающихся крупных странах».