Posted 20 января 2016, 16:25

Published 20 января 2016, 16:25

Modified 31 марта, 04:40

Updated 31 марта, 04:40

«Политика властей ведет Россию в тупик»

20 января 2016, 16:25
Пересидеть трудные времена и дождаться роста цен на сырьевые ресурсы не получится, считает экономист Андрей Нечаев.

России и другими странам необходимо привыкать жить в условиях низких цен на нефть. О том, есть ли у РФ шанс войти в когорту государств с развитой рыночной экономикой, в интервью "Росбалту" рассказал бывший министр экономики, председатель партии "Гражданская инициатива" Андрей Нечаев.

- После новогодних праздников курс рубля резко ускорил падение. Цена на нефть достигла уже $28 за баррель. Чего ждать россиянам? К чему готовиться?

- Сам по себе курс — вещь совершенно важная, критическая. И у девальвации есть масса преимуществ. Она создает хорошие условия для ценовой конкуренции отечественных товаропроизводителей с импортерами. Цена на нефть продолжает падать, но вот и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард говорит о том, что надо привыкать жить при низких ценах на сырье. Для российской экономики не так важно, на сколько именно упадет цена на нефть, важно, как долго она продержится на низком уровне. Если в течение двух лет за баррель будут давать $35 — это более серьезное испытание, чем два месяца по $30. Но общий настрой экспертов того же МВФ состоит в том, что низкие цены на нефть — это надолго. Низкие, естественно, по сравнению с тем, что было 2-3 года назад.

- В интервью немецкому изданию Bild президент Путин заявил, что в снижении цен на нефть есть свои плюсы для российской экономики...

- Позитивный момент заключается только в том, что правительство наконец-то стало задумываться о необходимости проведения реформ. Это близорукая позиция - сидеть на доходах от экспорта углеводородов и не реформировать экономику. Когда лился золотой дождь из нефтедолларов, то и реформу здравоохранения, и пенсионную реформу можно было провести менее болезненно для населения. Сейчас приходится резать по живому. Что касается пенсионной реформы, то финансово-экономический и социальный блоки правительства спорят уже не первый год, стоит или нет повышать пенсионный возраст.

- Все-таки Россию не минует повышение пенсионного возраста?

- Ситуация в пенсионной сфере зашла слишком далеко в негативном смысле. Повышения пенсионного возраста было не избежать даже при гораздо более благоприятной экономической ситуации, чем сейчас. Начавшийся 2016 год, видимо, будет первым, когда пенсии не будут проиндексированы с учетом реальной инфляции. По-хорошему ориентироваться при индексации надо не на официальные прогнозы по инфляции, а на те, что дает большая часть независимых экспертов. Но не будет полностью проиндексирована даже официальная инфляция. Следующее поколение пенсионеров окажется еще в более тяжелом положении. По оценкам демографов, примерно через 15 лет у нас на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Коэффициент замещения — соотношение средней пенсии и средней заработной платы, который у нас в стране и так унизительный, будет еще ниже. Поэтому, наряду собственно с реформой пенсионной системы, обойтись без повышения пенсионного возраста не удастся. Но повышать возраст надо, что называется, по-человечески, плавно, заранее предупредив людей.

- 2016-й — год выборов в Госдуму. Может, все-таки власти будут готовы пойти на популистские экономические шаги - и пенсии будут увеличены?

- На популизм уже денег нет. Видимо, его будут заменять дальнейшим усилением пропаганды. Принятый бюджет уже нереалистичный. Согласно ему, пенсии будут проиндексированы только на 4%, а работающим пенсионерам индексация вообще не предусмотрена.

- Корректировка этого бюджета, который уже в начале года называют нереалистичным, неизбежна?

- Если цена на нефть задержится в диапазоне $30-40 за баррель, то корректировка бюджета неизбежна. Но пока правительство решило ее не проводить. Этот шаг действительно выглядел бы нелепым. Как так: мы в декабре приняли бюджет, а еще месяц не прошел - и начинаем его менять? В принципе, бюджет невозможно пересматривать каждые два месяца, подстраиваясь под новую цену на нефть. Совершенно бесперспективное занятие. Это означает возвращение к вынужденной практике 1992 года, когда я работал в правительстве. Тогда мы вообще вынуждены были составлять бюджет не на год, а на квартал. Такая была тяжелая бюджетная ситуация. Сейчас она неизмеримо лучше. Думаю, что правительство поступило правильно, приняв решение не пересматривать сейчас бюджет. А дальше надо смотреть за развитием ситуации. Корректировки неизбежны, но другой вопрос, когда именно они будут внесены.

- Если цена на нефть останется в районе $30 за баррель, то следует ли нам ожидать череды увольнений в Минэкономразвитии, в Министерстве финансов?

- Не думаю, что в ближайшее время произойдут кадровые замены. Конечно, соблазн найти виновных, назначить «козлов отпущения» есть, но у президента не самая длинная кадровая скамейка. Мы не так часто видим какие-то серьезные кадровые изменения. Кроме этого, надо понимать, что далеко не все зависит от министров. Решения-то все равно принимаются в Кремле.

- Без малого год как правительство приняло пакет антикризисных мер. Насколько они оказались эффективными?

- Они абсолютно не эффективны. На мой взгляд, это калька с антикризисного плана 2008-2009 годов. Но ведь тогда была совершенно другая ситуация. Ставилась задача, что называется, “пересидеть”, дождаться улучшения мировой конъюнктуры, роста цен на наши традиционные сырьевые экспортные ресурсы. И для этого были определенные основания, т. к. кризис носил мировой характер. Сейчас совершенно иная ситуация. Да, идет замедление темпов роста китайской экономики, что сказывается на ценах на нефть. Китай ведь крупнейший импортер нефти в мире. Но какого-то общемирового кризиса нет. Поэтому рассчитывать на быстрое восстановление спроса и цены на наши традиционные сырьевые товары не приходится.

Цена на нефть просто катится вниз. План должен содержать гораздо более радикальные меры, чем просто постановка заплаток - здесь крупной компании поможем, там пособие по безработице повысим. Сейчас это уже не работает. Много говорится о моратории на налоги, но реально никакого их замораживания нет, и тем более снижения налогов не происходит.

- Можно ли ожидать, что летом совет ЕС примет решение отменить санкции против России?

- Не думаю, что санкции будут отменены. В Евросоюзе все-таки преобладают настроения в пользу продления санкций. Особенно они сильны в странах Восточной Европы. Они настроены жестко на продление. Германия и Италия лояльнее относятся к России. Но когда речь идет о единстве Евросоюза, о сохранении организации, которая и так сегодня испытывает трудности, то «большим» странам проще согласиться со своими «младшими» партнерами, а не идти им наперекор. Но самое главное, что всерьез речь не ведется о реализации Минских соглашений. В недавнем интервью Bild президент Путин обвинил в невыполнении этих соглашений украинскую сторону. Украине не передан контроль над границей с Россией в районе Луганской и Донецкой областей. Никакого прогресса нет. А если базовая часть Минских соглашений остается невыполненной, то у Евросоюза имеется формальный предлог для продления санкций. Даже никто не будет разбираться, чья вина больше.

- А наше руководство готовится к тому, что санкции будут продлены?

- Да. Во всяком случае все те прогнозы, которые делались на 2016 год, и для разработки бюджета, и для других целей, исходили из того, что санкции останутся.

- Все же российская экономика достигла хоть «хрупкого дна»? Мы перестали падать?

- Скажу честно, не знаю. Скорее всего, нет. На рынке нефти все меняется довольно быстро, а это важный параметр для российской экономики. Фондовые индексы России ведут себя негативно. Долларовый индекс РТС падает просто катастрофически. Скорее всего, мы будем иметь символический рост по валовому внутреннему продукту, исчисляемый долями процента. Это нас не может никак удовлетворять. Об этом говорил и премьер Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме. Если не будет кардинальных изменений в экономической политике, то год-два, а может быть и дольше, мы будем «болтаться» около нуля.

- Каковы перспективы превращения России в страну с развитой экономикой?

- В принципе Россия не какой-то изгой. В стране живут талантливые и трудолюбивые люди. У нас по-прежнему достаточно высокий уровень образования. Есть заделы в области НИОКР, в области технологий. Я не разделяю тот пессимизм, что мы обречены быть сырьевым придатком, страной «третьего мира» со всеми шансами перейти в «четвертый». Мы можем перейти и в «первый». Но для этого нужна адекватная экономическая политика. Должен существовать благоприятный предпринимательский климат. Нужна борьба с коррупцией, нормальное налоговое администрирование, стимулирование несырьевого экспорта. Сегодня, чтобы предпринимателю получить импортные товары, надо прежде заплатить налоги — НДС и импортную пошлину. А деньги за ввезенные товары он получает только через два месяца, а может, через полгода. У бизнесменов вымывается «оборотка». Значит, надо брать кредит. А как его взять, если ставки запредельно высокие? Рентабельность бизнеса снижается, уходит в минус. Это только один пример. Их можно привести десятки. Но благоприятного предпринимательского климата не может быть при той политической системе, которую мы имеем. Нужна независимая судебная система, политическая конкуренция, реформа государственного и местного управления. Если эти изменения будут сделаны, причем достаточно радикально, то никто нам не может помешать стать развитой страной. Но та политика, которую сейчас проводят наши власти, - это путь в тупик.

Подпишитесь