Posted 4 июня 2015, 13:08
Published 4 июня 2015, 13:08
Modified 31 марта 2024, 07:47
Updated 31 марта 2024, 07:47
О том, какие проблемы сейчас наиболее остро стоят перед металлургической отраслью России, в интервью «Росбалту» рассказал директор Совета промышленных предприятий вторичной цветной металлургии Дмитрий Пузанов.
- Дмитрий Сергеевич, вы достаточно давно возглавляете некоммерческое партнерство «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии». Каких успехов удалось добиться?
- Одним из главных достижений я считаю введение вывозных пошлин на лом цветных металлов. В конце 90-х – начале 2000-х в России таких пошлин не было, и поток лома беспрепятственно шел в Европу, где за него готовы были платить более высокую цену. Таким образом, российские предприятия, занимающиеся переработкой лома, в условиях ограниченного предложения алюминиевых сплавов на внутреннем рынке оказались практически не у дел. В результате кропотливой работы нам удалось доказать, что вывоз сырья с низкой степенью переработки – не самый лучший вариант для экономики. Правительство установило практически запретительные вывозные пошлины на лом цветных металлов на уровне 40-50%. Экспорт лома фактически прекратился, и предприятия отрасли заработали более уверенно.
- Одна из стратегических задач Совета – работа по декриминализации отрасли. Что удалось сделать в этом направлении?
- Сделано немало, у нас есть определенные успехи. В 2004 году во взаимодействии с таможенными органами мы сумели остановить поток экспорта так называемых псевдоизделий. Дело в том, что на вторичные алюминиевые сплавы в тот период были ощутимые вывозные пошлины, а на изделия из алюминиевых сплавов – нет. Производители, уклоняясь от уплаты пошлин, начали массово изготавливать псевдоизделия – по сути, минимально обработанные слитки металла. Их отгружали на экспорт как готовые изделия без уплаты вывозной пошлины и получали, таким образом, неконкурентное преимущество. По нашим сигналам таможенные органы выявили целый ряд таких случаев, и эта деятельность была пресечена.
- Одним из способов хищения бюджетных средств является возврат якобы уплаченного поставщикам экспортного НДС. Чтобы незаконно получить от государства деньги, недобросовестные предприниматели разрабатывают различные «серые» схемы. Актуальна ли эта проблема для предприятий вторичной цветной металлургии?
- К сожалению, да. Например, при использовании схемы уклонения от уплаты пошлин путем экспорта псевдоизделий происходило и увеличение возмещения НДС из бюджета. В тот период цена на вторичные алюминиевые сплавы была где-то в районе $1700 за тонну, а псевдоизделия экспортировали по цене $6000. При этом экспорт осуществлялся через серию перепродаж, за счет чего и накручивалась цена. На выходе экспортер возмещал НДС с $6000, что является прямым хищением средств из бюджета.
Незаконный возврат НДС до сих пор продолжается. Налоговые органы в процессе проверок выявляют факты применения всевозможных преступных схем. Однако несовершенство нашего налогового законодательства и арбитражной практики, особенно в Петербурге, позволяет некоторым недобросовестным налогоплательщикам, несмотря на явные признаки хищения, возмещать НДС при экспорте вторичных алюминиевых сплавов.
- Несколько лет назад в Петербурге были возбуждены уголовные дела в связи с незаконным возмещением НДС в пользу ОАО «Фольгопрокатный завод» и ЗАО «Базис», подконтрольных некоему господину Цейтлину А.Я. Схема мошеннических действий была освещена в одном из номеров газеты «Наша версия на Неве». Оказывал ли возглавляемый вами Совет какую-либо помощь в расследовании этих дел? Привлечены ли виновные лица к ответственности?
- По факту незаконного возмещения НДС в пользу ОАО «Фольгопрокатный завод» и ЗАО «Базис» возбуждены два уголовных дела.
Их расследование еще не завершено, однако факт хищения НДС установлен. Сейчас правоохранительные органы проводят проверку обоснованности приостановления следствия по одному из дел - надеемся, оно будет возобновлено. И ОАО «Фольгопрокатный завод», и ЗАО «Базис» применяли весьма хитроумные схемы, в которых сложно доказать взаимозависимость экспортера и его контрагентов. Мы довольно подробно изучали это и некоторые другие дела, проводили собственный анализ. Например, наши специалисты проследили всю цепочку, по которой через ЗАО «Базис» экспортировалась продукция, произведенная ОАО «Завод алюминиевых сплавов». Сравнив цены при экспорте от имени производителя и через ЗАО «Базис», мы обнаружили, что ЗАО «Базис» экспортировало продукцию с «дисконтом» в 6–7%. Это доказывает полное отсутствие деловой цели в использовании при экспорте данного торгового посредника. Также следствие выявило случаи, когда в таможенных декларациях ЗАО «Базис» указаны фиктивные производители металла – предприятия либо не производили такую продукцию вовсе, либо производили ее не в тех объемах.
- Продолжает ли ЗАО «Базис» свою деятельность как экспортер? Удается ли ему добиваться возмещения НДС?
- По данным за январь–апрель 2015 года ЗАО «Базис» продолжало экспорт вторичного алюминия, хотя и в значительно сокращенных объемах. В то же время, есть информация о том, что руководство компании полно оптимизма и намерено к июлю восстановить объемы экспорта. За 2014 год доля ЗАО «Базис» в экспорте вторичного алюминия из России составила 19,4%.
В 2009–2011 годах налоговые органы Петербурга несколько раз частично отказывали ЗАО «Базис» в возмещении НДС. Однако арбитражный суд признал эти решения недействительными. С 2012 года, насколько нам известно, налоговые органы полностью возмещали предъявленные данным экспортером суммы НДС, которые достигали 180 млн рублей в квартал. Дело в том, что пока не удалось доказать аффилированность ЗАО «Базис» со звеньями цепочки перепродаж сырья, которые фактически уклонялись от уплаты налога в бюджет.
- Это типичная проблема для рынка вторичного алюминия, или частный случай?
- Это типичная проблема. Видите ли, данная схема выгодна всем участникам цепи. Экспортер закупает продукцию на рынке по существенно заниженной цене. Производитель, участвуя в хищении НДС, получает свою долю — по нашим оценкам, около трети всей суммы. То есть треть – экспортеру, треть – производителю, треть уходит на рынок лома. Поставщики лома поставляют сырье по поддельным документам как готовые сплавы или за наличный расчет (в этом случае заготовитель получает наличные деньги, необходимые для покупки лома у частных лиц, при этом ему не нужно возиться с получением наличных средств в банке и нет надобности полностью показывать свои объемы).
Далее идет завод-производитель вторичного алюминия. Он создает вокруг себя некую группу юридических лиц. Одно из них по документам проводит алюминиевый лом, обращающийся без НДС, как готовый сплав, якобы, приобретенный с НДС. В дальнейшем это юрлицо перепродает товар через парочку зависимых контрагентов некоему заказчику, который по «давальческому» договору везет лом на завод-производитель. Завод делает вид, что он ничего не знает – он переплавил, отправил обратно и получил свои $250 за переработку. Заказчик оформляет документы о приобретении у фирмы А через фирму Б и далее по цепочке готового алюминиевого сплава одной марки, который он по «давальческому» договору переплавил в сплав другой марки, более ценной. И все это с НДС. А на входе НДС фактически не было. Вот здесь и кроется хищение.
Затем заказчик перепродает готовый вторичный алюминий некой торговой фирме, с ним никак не связанной, но зато аффилированной с экспортером, который отгружает продукцию на экспорт и предъявляет к возмещению НДС со всей стоимости товара.
К сожалению, в отличие от европейских судов, концепция злоупотребления правом в налоговой сфере, содержащаяся в ГК РФ, пока находит ограниченное применение в решениях судов российских. Ведь со всей продукции, которую такие компании как ЗАО «Базис», реализуют на экспорт, возмещается НДС из бюджета. При этом продукция закупается на внутреннем рынке по необоснованно заниженной цене. НДС, возмещенный из бюджета экспортеру, затем уплачивается контрагентам, которые, в свою очередь, через цепочки подконтрольных компаний и фирм-однодневок его похищают. Таким образом, в деятельности производителей, которые экспортируют вторичный алюминий не напрямую, а через торговых посредников, отсутствуют действительные экономические и деловые цели. Зато присутствует цель создания искусственного повода к возмещению НДС из бюджета, которого при прямом экспорте от имени производителя не было бы.
- Как вы полагаете, возможно ли все же исключить использование мошеннических схем при возмещении НДС? Какие меры следует принять для защиты добросовестных производителей и законопослушных экспортеров?
- Конечно, возможно. Сейчас наша цель – добиться внесения соответствующих изменений в законодательство. Нашей организации удалось убедить Минфин, отвечающий за налоговую политику, в том, что единственный способ быстро и безболезненно устранить эту проблему – отменить НДС на вторичные алюминиевые сплавы. Это сделает возмещение НДС при экспорте такой продукции невозможным.
Сегодня экспорт составляет 60% от всего объема рынка вторичного алюминия. Предприятия черной металлургии и автомобилестроительные предприятия, являющиеся основными потребителями вторичного алюминия на внутреннем рынке, не будут содействовать недобросовестным участникам рынка в продолжении хищений, потому что для этого придется каким-то другим образом называть эту продукцию.
Правительство дало соответствующее поручение, разработан законопроект. Его рассмотрение еще продолжается – после публикации на сайте для общественного обсуждения от ряда экспертов поступили предложения о внесении некоторых поправок.
- А как к этому законопроекту относятся участники рынка?
- Даже те, кто так или иначе принимает участие в схемах хищения НДС, уже устали от такой системы работы и поддерживают документ – он поставит всех участников рынка в равные условия. По нашим оценкам, на отечественном рынке присутствуют более 120 производителей вторичного алюминия. Из них примерно полтора десятка производят половину всего вторичного алюминия, а вторую половину производят более сотни предприятий, которые, в большинстве своем, как мы считаем, участвуют в хищении НДС. Крупные предприятия, которые не являются членами нашего партнерства, поддержали предложения Совета. Ведь мелкие компании начинают укрупняться, когда у них появляются неконкурентные преимущества, и оставляют их без лома.
Некоторые организации вынуждены были перейти на «давальческую» схему, чтобы остаться «на плаву». Самостоятельность таких производителей ограничена – они не могут планировать свою стратегию, вынуждены ждать каких-то решений со стороны своих заказчиков. При такой работе они не зарабатывают достаточно прибыли для того, чтобы модернизировать и расширять производства.
- Какова вероятность прохождения законопроекта?
- Документ еще не внесен в Госдуму. Мы периодически направляем в правительство, Минфин и Минпромторг информацию о результатах нашего мониторинга рынка. По нашему прогнозу, объем хищений НДС при реализации вторичных алюминиевых сплавов в 2015 году может достигнуть 8 млрд рублей бюджетных средств, если цены на вторичные алюминиевые сплавы и курс рубля к доллару останутся на нынешнем уровне.
- Какие еще проблемы сейчас испытывает отрасль?
- Основными потребителями нашей продукции являются автомобилестроительные предприятия, около 80% экспортируемого вторичного алюминия идет в юго-восточную Азию: Японию, Малайзию, Таиланд, то есть туда, где находятся литейные заводы японских автомобилестроительных концернов. Естественно, снижение продаж автомобилей влечет и снижение спроса на нашу продукцию. Это выражается не в уменьшении объема продаж, а в снижении цены. Когда снижаются цены на сплавы, производителям становится невыгодно закупать лом, и они сокращают объемы производства. Через некоторое время заготовители лома вынуждены снижать отпускные цены.
- Как вам видятся тенденции и перспективы развития рынка?
- Основные надежды на развитие Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии связывает с решением проблемы хищений НДС. В рамках обсуждения законопроекта, о котором я говорил, возникли альтернативные предложения не просто отменить НДС, а переложить обязанность уплаты НДС в бюджет с поставщика на покупателя.
Такая практика существует в ряде европейских стран для большого спектра продуктов, в том числе для алюминиевых сплавов и первичного алюминия. Мы надеемся, что какой-то из законопроектов будет внесен и рассмотрен в кратчайшие сроки, учитывая непростые экономические условия и необходимость поиска новых способов оптимизации бюджета. Это принесет оздоровление отрасли, позволит инвестировать в производство, реконструкцию, внедрять передовые технологии, в том числе по защите окружающей среды.
Беседовал Андрей Михайлов