Posted 29 мая 2015, 12:15
Published 29 мая 2015, 12:15
Modified 31 марта, 07:53
Updated 31 марта, 07:53
МАДРИД, 29 мая. Россия сейчас адаптируется к "очень медленному кризису", который начался еще до введения западных санкций, заявила в интервью El Pais Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва). По мнению эксперта, текущий кризис в России зародился в 2013 году из-за внутренних факторов - "институциональных барьеров" и самоисчерпания модели развития, основанной на нефтяных доходах, передает журналистка Пилар Бонет.
В 2014 добавилось влияние извне: санкции и обвал цен на нефть. "Эффект от падения цен на нефть втрое сильнее, чем эффект от санкций", - заявила Зубаревич (перевод - Инопресса).
"Стимулы, которыми правительство пытается подстегивать развитие, не работают, и снижение инвестиций продолжается", - утверждает эксперт. По ее словам, в январе-феврале 2015 года инвестиции снизились на 10% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Больше всего пострадали Сибирь, Поволжье, Северо-Запад и Дальний Восток.
По словам Зубаревич, оборонная промышленность держится на плаву, отрасли, работающие на экспорт, находятся в безопасности, в отличие от тех, которые ориентированы на внутренний рынок (строительная и автомобильная). Контрсанкции принесли выгоду местной пищевой промышленности.
"Стимулирование продлилось полгода, но уже использованы все имеющиеся ресурсы. Не хватает сырья, технологий и инвестиций", - говорит Зубаревич. По ее подсчетам, в 2015 году зарплаты россиян упадут на 10%. "Уровень безработицы низкий (5,3%), и рост этого показателя затормозится ввиду демографического фактора".
Госбюджет России урезан на 10%, причем между регионами это распределено неравномерно. Например, бюджет Чечни значительно вырос, а поддержка Дальнего Востока сохранится, поскольку это "стратегическая зона нового разворота к Востоку", поясняет Зубаревич. Сокращение бюджета падет на регионы со средним уровнем развития и центр России.
Китайские инвестиции в Россию не стали заменой для западных, отмечает испанская газета. "Россия не может своими силами поднять экономику восточных регионов, но разворот на Восток, если и произойдет, будет весьма ограниченным", - заключает Зубаревич.