Posted 30 марта 2015, 15:36
Published 30 марта 2015, 15:36
Modified 31 марта, 08:46
Updated 31 марта, 08:46
МОСКВА, 30 марта. Индекс потребительских настроений в России упал до 74 пунктов - минимума с марта 2009 года, свидетельствует исследование компании GfK.
Ниже индекс был только в марте 2009 года - на уровне 68 пунктов, сообщает «Газета.Ru».
«Кризис, который мы переживаем сейчас, представляется более разносторонним и глубоким для потребительского рынка России, чем это было в 2008-2009 годах, хотя российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния, а российская экономика в 2014 году, когда начался кризис, по большинству макроэкономических показателей, была в лучшем состоянии, чем в 2008 году», - поясняет гендиректор российского отделения GfK Александр Демидов.
Эксперты отмечают рекордное падение индекса потребительских настроений в Москве — до 45 пунктов. В компании указывают, что падение потребительской активности в столичном регионе негативно отразится на восстановлении потребительского рынка в России, восстановление будет проходить медленнее, чем в прошлый кризис. Российский рынок в последние годы рос за счет повышения потребления, а также повышения спроса на дорогие товары.
На сегодняшний день эксперты GfK наблюдают обратную тенденцию, а единственным фактором рынка остается только повышение цен. При этом в кризис 2008-2009 годов одной из основных тенденций потребительского рынка был отложенный спрос, который помог восстановлению рынка уже в 2010 году.
«Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 года - когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары - можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго. Этот процесс может выразиться в переходе потребителей на более дешевые товары, снижении доли спонтанных покупок, поиске «лучших сделок», откладывании на дальнюю перспективу покупок товаров длительного спроса и перехода на технологические новинки», - говорится в исследовании.