Posted 1 октября 2014, 15:24
Published 1 октября 2014, 15:24
Modified 31 марта, 11:20
Updated 31 марта, 11:20
Отвернувшись от Запада, российские власти собираются сделать еще один шаг к укреплению сотрудничества с Китаем. На этот раз - в сфере инноваций. Правда, у России слишком мало собственных разработок, чтобы играть роль первой скрипки.
В середине октября в Москве пройдет форум «Открытые инновации». В мероприятии примет участие представительная делегация Китая во главе с премьером госсовета КНР Ли Кэцяном, который совместно российским премьер-министром Дмитрием Медведевым проведет пленарное заседание в первый день работы форума.
Российские власти полагают, что Россия и Китай могут стать равноправными партнерами, если будут сотрудничать в сфере инноваций. Однако похоже, что главными бенефициарами здесь все-таки окажутся китайцы. В отличие от Поднебесной, Россия последние два десятка лет мало что сделала для развития собственной производственной базы. Вполне может сложиться схема, при которой Россия будет разрабатывать новые технологии (в тех сферах, где она еще сохранила лидерство, - прежде всего, это космос и ядерная промышленность, а также создание оборудования для работы с энергоресурсами), а Китай будет постепенно растить своих специалистов и параллельно налаживать производство готовой продукции, которую разработают российские ученые.
Напомним, что Россия для себя определила не так уж много направлений, по которым она еще может удивить мир. В середине сентября состоялось заседание президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором был определен технологический круг для новой индустриализации - это информационные технологии для управления производственным циклом, Интернет вещей, промышленная и сервисная робототехника и аддитивное производство.
По словам директора Центра научно-технической экспертизы РАНХиГС Наталии Кураковой, в Российской академии народного хозяйства и госслужбы провели подробный анализ патентов, научных публикаций, веб-новостей, сетевых источников, международных коллабораций, грантов, целью которого было найти фактографические подтверждения тому, что именно эти технологии изменят индустриальный облик планеты в течение ближайших 5-10 лет.
«К сегодняшнему дню мы располагаем убедительными данными о том, что инновационная и промышленная политика России должна быть сфокусирована на технологиях, которые коренным образом ломают традиционные представления о производстве и создают «кастомизированные» продукты нового поколения. Это новые материалы с заданными свойствами, полученные с использованием теоретических моделей; «иерархические» материалы, сконструированные по подобию природных. В рамках промышленной и сервисной роботехники следует выделить разработку биомиметических и «мягких роботов» (soft robots). Среди аддитивных технологий, с нашей точки зрения, особое внимание должно быть уделено использованию 3d-печати для производства микроаккумуляторов (микробатарей), развитию метода нанотрансферной печати для изготовления гибких 3d материалов большой площади, всем направлениям использование 3d печати в клеточной биоинженерии для создания искусственных органов человека», - заявила эксперт.
Однако, с сожалением констатировала Куракова, заделы России по всем перечисленным направлениям на фоне стран-технологических драйверов выглядят более чем скромно. Доля патентов РФ составляет единицы, а иногда и десятые доли процентов от общемирового количества. До 50-80% патентов РФ по аддитивным производствам, технологиям производства «иерархических» материалов выданы зарубежным заявителям.
В число стран-лидеров практически по всем перспективным технологиям, которые создадут новые рынки и радикально новые продукты уже в ближайшие 3-5 лет, входят, как правило, США, Япония, Китай и Южная Корея. Крупные промышленные компании именно этих стран имеют максимальную готовность к запуску конвейеров, с которых сойдут самые инновационные продукты завтрашнего дня. «В той геополитической ситуации, в которой мы сейчас находимся, выбор страны для наиболее продуктивного сотрудничества в научно-технологической сфере очевиден - это Китай. Наши исследования показывают, что есть достаточное количество технологических областей, в которых совместные поисковые проекты могут завершиться созданием прорывных инноваций – это, прежде всего, сервисная робототехника и компьютерные технологии для моделирования и производства изделий», - отметила Куракова.
Правда, Россия сумела в последнее время набрать неплохие темпы роста в сфере инновационных технологий. Как сообщил глава Российской венчурной компании Игорь Агамирзян, она вышла на 5-е место по объемам венчурных инвестиций и на 2-е место в Европе. Однако этого пока явно недостаточно, чтобы снять все сливки с изобретения прорывных технологий.
«Китай — мощная мировая фабрика, способная создавать что угодно и в каких угодно количествах. Как мы можем тут сотрудничать? По вполне понятной модели — мы должны стать центром создания интеллектуальной собственности, а производить и продавать все это должны совместно с китайскими партнерами», - полагает старший менеджер венчурного фонда LETA Capital Сергей Топоров.
Владислав Кузьмичев