Posted 28 июля 2014, 15:11
Published 28 июля 2014, 15:11
Modified 31 марта, 12:23
Updated 31 марта, 12:23
Запад продолжает давить на Россию. За присоединение Крыма, похоже, очень скоро придется заплатить весьма существенную часть своего бюджета каждому россиянину. Многое будет зависеть от того, решится ли Европа окончательно войти в фарватер США или все-таки последует призывам своих бизнесменов не ужесточать антироссийские санкции.
В минувшую субботу Брюссель пошел на весьма символический шаг, расширив санкционный список за счет персон, которым такое решение вряд ли может нанести существенный ущерб, - в «немилость» попали главы российских специальных служб, три члены Совбеза, глава Чечни Рамзан Кадыров и Краснодарского края Александр Ткачев.
Европа продолжает оттягивать введение более серьезных экономических санкций, на которых настаивает США, но это не должно вводить в заблуждение. Достаточно вспомнить, как долго европейские чиновники тянули с предоставлением помощи Греции, что едва не привело ко второй волне международного экономического кризиса.
С одной стороны, сейчас еврочиновникам приходится иметь дело с внутренними лоббистами мягких отношений с Москвой. Прежде всего - с бизнесом. Некоторые его представители предупреждают о серьезных экономических последствиях антироссийских мер. В частности, сегодня ряд СМИ со ссылкой на источник в ЕС, знакомый с обсуждаемым в Брюсселе пакетом экономических санкций, сообщили, что потери России от санкций составят около 100 млрд евро за два года. Однако и сам Евросоюз пострадает не намного меньше — примерно на 90 млрд евро. Восточный комитет немецкой экономики подсчитал, что «экономическая война» поставит под угрозу 350 тыс. рабочих мест, сообщает «Интерфакс».
Однако, с другой стороны, пока не известно, хватит ли сил у противников жесткого давления на Кремль. Тем более, что в Европе хватает бизнесменов, которые заинтересованы в ослаблении такого конкурента, как Россия.
«Торговля с ЕС составляет 49% всего торгового оборота РФ, поэтому возможные будущие санкции могут существенно повлиять на экономику России», - отмечает аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Артур Манжетов. По его данным, на сегодняшний день Россия уже испытывает трудности на европейском финансовом рынке, хотя официально запретов ЕС не вводил. В некоторой степени отсутствие дешевого западного финансирования можно будет сгладить заимствованиями на юго-восточных рынках капитала. Китай, по оценке ряда экспертов, обладает возможностью инвестировать $2 трлн, однако просто так Поднебесная деньги давать не будет.
Нехватка денег может повлечь волну банкротств в России. По оценкам эксперта, внешний российский корпоративный долг составляет примерно $150 млрд, и его сложно будет рефинансировать в полном объеме и по приемлемой цене на азиатских финансовых рынках. «Снижение возможности привлечения необходимого капитала для российских компаний в первую очередь приведет к снижению инвестиций внутри страны в промышленность, следовательно, и снижению роста ВВП России примерно на 0,5%», - подсчитал Манжетов.
По оценке председателя совета директоров QB Finance Романа Шпакова, если новые санкции приведут к проблемам с ликвидностью, то ставки по кредитам вырастут, и это обязательно почувствует на себе населения. «Прекращение сотрудничества с российским бизнесом и замораживание активов будут означать экономическую изоляцию, давление на европейские компании внутри страны и полную переориентацию России на Восток. В перспективе это приведет к экономии основных фондов, сокращению персонала наиболее пострадавших компаний и распродаже российских активов на фондовом рынке. А следовательно - к отрицательному росту ВВП, консолидации банковского сектора в России (мелкие и средние банки вряд ли смогут выжить в условиях схлопывания экономики, им будет просто некого кредитовать) и росту безработицы. Ну и, конечно, на иностранные инвестиции рассчитывать не придется, то есть страна будет развиваться с опорой только на собственные силы», - прогнозирует эксперт.
Михаил Крылов из United Traders ожидает уже в этом году рецессию в пределах 1%, падение доходов населения до 5% и рост уровня инфляции до 8%. Отток капитала, по его мнению, будет сдержанным, из-за высокой ставки. Однако к уже убежавшим капиталам, по оценке эксперта, до конца года присоединятся еще $50 млрд.
Помимо государственных санкций, похоже, Россия может столкнуться с повторением истории с фирмой Noga, которая доставила немало неприятных минут российским властям в 1990-х и 2000-х. В разные годы по иску этой швейцарской компании арестовывались то счета Внешэкономбанка, Банка России и ряда внешнеторговых объединений, то парусник «Седов». В 2001 году ей едва не удалось арестовать российские самолеты в авиасалоне Ле-Бурже, а в 2005-м по ее запросу в Швейцарии была арестована коллекция картин из Пушкинского музея. Российским юристам стоило немало усилий, чтобы последовательно снимать эти аресты. Новой «ногой», пинающей Россию из-за рубежа, похоже, станут бывшие владельцы компании ЮКОС, которым удалось выиграть судебный процесс у России в Международном арбитражном суде в Гааге. Им присудили выплатить компенсацию в $50 млрд. В случае отказа России выполнить это требование бывшие акционеры ЮКОСа выразили готовность преследовать ее государственные активы в 150 странах. Впрочем, Россия, видимо, попытается оспорить это решение.
Владислав Кузьмичев