Posted 8 июля 2014, 14:54

Published 8 июля 2014, 14:54

Modified 31 марта, 12:42

Updated 31 марта, 12:42

Уралвагонзавод: жизнь в кредит на широкую ногу

8 июля 2014, 14:54
УВЗ получит около 3 млрд руб. кредитов. Между тем, губернатор Аман Тулеев требует проверить предприятие на предмет нецелевого расходования средств и неуплаты налогов.

ВТБ и Газпромбанк предоставят около 3 млрд рублей кредитов ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) на фоне скандала с нецелевым расходованием средств предприятием и его генеральным директором Олегом Сиенко. При этом кемеровский губернатор Аман Тулеев требует уголовной ответственности для руководителей УВЗ за неуплату налогов.

Буквально за несколько дней до того, как стало известно о новых кредитах, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев публично обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой провести проверку расходования средств командой Сиенко. А в начале июля глава региона уже прямо потребовал привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов руководителей УВЗ, в том числе гендиректора Олега Сиенко, и передал соответствующие материалы в правоохранительные органы. Регионального «тяжеловеса» не устроила ситуация с находящимся на подведомственной ему территории Юргинским машиностроительным заводом, уже больше года принадлежащим УВЗ. У завода, а также приобретенных подчиненными Сиенко угольных активов в области, образовалась задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней, исчисляемая сотнями миллионов, о чем Тулеев и сообщил в письме генпрокурору Юрию Чайке. Ожидаемым результатом последовавшего скандала стало повышенное внимание к прочим непрофильным расходам УВЗ, на первый взгляд, никак не связанным с оборонным заказом или производством подвижного состава.

Омское издание «АиФ» провело журналистское расследование, и, сопоставив публиковавшиеся в прессе факты, обратилось к одному из членов комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы с просьбой разобраться с ситуацией, сложившейся на «Уралвагонзаводе». Редакция не нашла ответа на главный вопрос: куда идут госсредства, направляемые УВЗ? Авторы вспоминают историю про то, как, проявив «отменные лоббистские способности», Олег Сиенко «выбил» у государства безвозмездную помощь для погашения 60-миллиардного долга «Уралвагонзавода», чтобы спасти его от банкротства. И, действительно, компания на тот момент была спасена, после чего ответственный руководитель пообещал организовать производство инновационных танков и грузовых вагонов.

Тогда «Уралвагонзавод» заявлял о планах произвести в 2014 году 7000 «инновационных» полувагонов. Однако, как говорят эксперты, пока что «Уралвагонзавод» продает не больше тысячи таких полувагонов в год. Вместе с тем, по информации «АиФ», Минтранс наотрез отказывается признавать выпускаемую заводом продукцию даже «полу-инновационной». В результате предприятия и операторы перевозок отказываются их покупать, поскольку без инновационного статуса Федеральная служба по тарифам не дает скидки на тарифы РЖД. Такую скидку имеет, например, продукция Тихвинского вагоностроительного завода, входящего в группу ИСТ Александра Несиса, то есть частного предприятия.

Между тем, правила для всех одни - операторы получают скидку до 8% на пользование инфраструктурой РЖД, если они пользуются подвижным составом, признанным инновационным. В РЖД неоднократно отмечали, что продукция УВЗ не отвечает критериям инновационности (улучшенные характеристики по межремонтному пробегу, грузоподъемности и т.д.).

По материалам же Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта (принадлежит РЖД), вместо 500 тысяч километров, которые должен пройти вагон до отправки в ремонт, «расчетный безопасный пробег» продукции УВЗ составляет всего 56 тысяч. Трещины и разрушения на деталях появляются уже после 80 тысяч километров, в то время как межремонтный интервал работы обычных вагонов составляет 250 тысяч километров. Эксперты отмечают, что среди российских заводов у УВЗ самая высокая доля брака в литье — 30%. Получается, что УВЗ производит некачественные вагоны за госсчет и банально спекулирует на бывшей еще недавно государственным приоритетом «инновационной» тематике, отмечают эксперты отрасли.

В связи с этим они задаются вопросом: могут ли бюджетные деньги пойти на продукцию, которая не имеет сбыта? Тем не менее, завод продолжает выпускать и продавать «инновационные» вагоны… собственному дочернему предприятию «УВЗ-Логистик», которое только наполовину принадлежит «Уралвагонзаводу». Оставшаяся половина, как сообщал ранее журнал «Компания», прячется где-то в офшорах.

Корпорация уже не раз заявляла о желании создать то угольный холдинг, то холдинг по производству вооружения и техники сухопутных войск. В связи с объявлением о новом многомиллиардном кредите, естественно, возникает вопрос о том, куда будут потрачены деньги из бюджета. Можно предположить, что на покупку и освоение непрофильных активов, таких как ЧТЗ-Уралтрак, ЗАО «Красный Октябрь», УК «Заречная» и т.д. При этом приобретение оспариваемых в российских и международных судах прав на «Заречную» происходило во время корпоративного конфликта на предприятии, то есть в ситуации, которая должна была бы насторожить серьезного инвестора.

Ситуация практически аналогичная той, которая так возмутила Тулеева, складывается и на другом предприятии, «управляемом УВЗ» - волгоградском заводе «Красный Октябрь». Местные рабочие неоднократно обвиняли назначенный УВЗ менеджмент в искусственном банкротстве предприятия и «разбазаривании» его средств. По «Красному Октябрю» идут множественные суды, в которых банки-кредиторы пытаются безуспешно вернуть свои деньги: в апреле в сообщениях СМИ со ссылкой на УВЗ величина кредиторской задолженности ВМЗ оценивалась «всего» в 2,2 млрд рублей. Однако по данным арбитражного суда, долги банкротящегося предприятия на апрель 2014 года превышают 7,8 млрд без учета текущей задолженности, возникшей уже в ходе конкурсного производства.

При этом СМИ сообщали, что команда УВЗ уже положила глаз на Златоустовский метзавод, откуда ранее ушел бизнесмен Вадим Варшавский, а потом и многострадальный «Мечел». Если прокуроры и депутаты отреагируют на посланный сигнал, разбираться с тем, зачем государству в лице УВЗ нужен еще один проблемный и непрофильный актив, придется уже им. При этом очевидно, что в случае очередной управленческой неудачи расплачиваться по инициативам УВЗ снова будет Минфин, которому в итоге и придется тащить на себе порожние недо-инновационные полувагоны.

В заключение стоит отметить, что консолидированная выручка УВЗ по итогам 2013 г. снизилась на 23,4% до 96 млрд руб., чистая прибыль — в 40 раз, до 300 млн руб. (причинами назывались низкий спрос на вагоны и увеличение статьи «прочие расходы» на 15,9% до 27,1 млрд руб.). По итогам III квартала УВЗ впервые с 2008 г. получил убыток по РСБУ в 1,2 млрд руб. Выручка от продажи вагонов за девять месяцев сократилась на 42,2% до 25,4 млрд руб. Кроме того, за девять месяцев УВЗ увеличил «прочие расходы» на 15,9% до 27,1 млрд руб. Данные о том, что в себя включает эта статья и почему она выросла, УВЗ не раскрывает.

Подпишитесь