Posted 19 мая 2014, 15:38
Published 19 мая 2014, 15:38
Modified 31 марта 2024, 13:32
Updated 31 марта 2024, 13:32
Китай становится все более значимым торговым партнером России. По итогам первых двух месяцев текущего года его доля в российской внешней торговле увеличилась до 12% (с 10,5% за аналогичный период 2013-го). И это далеко не предел. Охлаждение отношений с Западом из-за Крыма заставляет российские власти искать новых партнеров на Востоке, и запланированный на завтра визит Владимира Путина, видимо, только подтвердит эту тенденцию.
Основной интригой двухдневного пребывания президента РФ в Поднебесной станет подписание соглашения о поставках российского газа — главной надежды России снизить зависимость от Европы и утереть нос американцам. Хотя до сих пор не понятно, удалось ли сторонам окончательно договориться о цене на «голубое топливо», логика таких визитов подсказывает, что неприятных сюрпризов быть не должно. Скорее всего, удастся достигнуть компромисса, и цена на российский газ для китайцев будет установлена на нижней границе общеевропейского уровня — в районе $350-370 за тысячу кубов (по данным источника «Известий» в «Газпроме» - $350-380).
Контракт будет подразумевать ежегодные поставки в объеме 38 млрд кубометров газа — на протяжении 30 лет. В этом заинтересован и Пекин, который начинает терять преимущество по показателю себестоимости своей продукции перед другими азиатскими странами (поэтому ему нужно более дешевое топливо), и Москве, которая сможет заработать около $400 млрд. Даже если цена за продаваемый Поднебесной газ будет и не слишком высокой, совместные инвестиции позволят разработать совершенно новые месторождения и «снять сливки» при продаже ресурсов в другие азиатские страны — Японию, Индию, Южную Корею — чуть позже, после того, как благодаря китайским инвестициям будет создана базовая инфраструктура. Таким образом, Москва и Пекин создадут стратегический энергетический альянс (напомним, что уже сейчас реализуется проект по поставкам в Китай нефти по трубопроводу Сковордино-Мохэ стоимостью более $60 млрд).
Кроме того, газовая мегасделка позволит, наконец, существенно продвинуться в выполнении главной стратегической цели в развитии двусторонней торговли — достичь к 2020 году показателя в $200 млрд. По итогам 2013 года с трудом удалось выйти на $88,8 млрд. И хотя, как говорят китаисты, на китайском эта цифра созвучна со словом «богатство», она совсем не соответствует ни амбициям, ни возможностям двух стран. В начале этого года объем двусторонней торговли рос тоже не очень быстро: по оценке Минэкономразвития России — всего на 2,2% за первый квартал. Так что лидерам двух стран придется искать новые возможности для прорыва.
Правда, с каждым годом Россия может предложить Поднебесной все меньше товаров и технологий, поскольку Китай стремительно движется вперед и оставляет бывшего главного партнера по социалистическому лагерю далеко позади. Поэтому России придется еще шире открыть свой рынок для китайских инвестиций, а также поделиться остатками своих передовых технологий.
В частности, две страны могут начать работу над созданием совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который, по идее, в будущем должен составить конкуренцию европейским Aibus и американский Boeing. Последний такой самолет Россия создала еще на закате Советского Союза — Ил-96-300. В 2000-х было произведено лишь несколько таких машин, однако опыт и наработки в России все-таки остались. В Объединенной авиастроительной корпорации уже подготовлен эскизный проект нового аппарата.
Также Россия намерена предложить создать на территории КНР тяжелый вертолет типа Ми-26, который будет предназначен для нужд китайских военных и гражданских структур. Китайцы уже не хотят покупать готовые российские вертолеты, а предложили создать совместными усилиями нового «винтокрылого индейца», способного перевозить до 15 тонн грузов, что и привело к появлению проекта, который, по сути, является глубокой модернизацией Ми-26.
Возможны и другие направления сотрудничества. Одним из них является взаимодействие в агропромышленном комплексе, причем в секторе экологически чистой продукции. Экологическая обстановка в Китае из-за массового использования угля в энергетике и удобрений в сельском хозяйстве действительно оставляет желать лучшего. Российский же Дальний Восток — практически девственно чист. Поэтому российские производители готовы предложить к поставке «зеленые» товары. Правда, Россия и Китай фактически закрыли друг другу внутренние рынки продовольствия, и сторонам предстоит договориться о том, чтобы снять эти ограничения.
Еще одним направлением развития сотрудничества в Москве считают фармацевтику - у Китая, известного как крупного производителя субстанций, есть возможность войти на этот рынок. Тем более, что всего через несколько лет продавать свои лекарства в России смогут только те фармпредприятия, которые локализовали здесь свое производство.
Не исключено, что будут резко активизированы и инвестиционные контакты. Например, на базе Харбинской ярмарки уже создается первое в совместной истории российско-китайское Экспо (оно пройдет в начале лета).
По оценке российских чиновников, в целом к 2020 году двустороннее сотрудничество может вырасти в несколько раз — с прошлогодних $4 млрд до $12 млрд.
Владислав Кузьмичев