Posted 29 апреля 2014, 15:51
Published 29 апреля 2014, 15:51
Modified 31 марта, 13:48
Updated 31 марта, 13:48
Новый пакет экономических санкций, которые ввели США и Евросоюз в отношении России, как ни парадоксально, вообще не отразился на российском фондовом рынке - два дня подряд котировки акций растут.
Напомним, что «черный список» россиян пополнился фамилиями таких влиятельных людей, как глава «Роснефти» Игорь Сечин, первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин, вице-премьер Дмитрий Козак. Под «удар Запада» также попали компании, совладельцами которых являются друзья Путина Геннадий Тимченко и братья Роттенберги.
Однако после публикации списка рынок акций начал расти, в итоге закрывшись в плюсе. По оценке аналитика управления инвестиционных операций Ланта-Банка Романа Ермакова, такая реакция стала результатом панического закрытия «шортов» (short squeeze) в наиболее ликвидных бумагах. «Участники рынка закладывались на более существенные ограничения (фигурировали санкции против Газпромбанка и «Газпрома»), и в итоге сработала известная трейдерская пословица – «покупай на слухах, продавай на фактах», только сейчас было наоборот - «продавай на слухах, покупай на фактах», - считает эксперт. По его мнению, ожидать серьезных последствий для российских бизнесменов и чиновников не стоит. «Вчерашние санкции носят больше «косметический» характер - рынок ожидал более серьезных ограничений», - пояснил Ермаков.
Аналитик брокерской компании FBS Кира Юхтенко также отметила, что в цене активов были заложены ожидания более жестких экономических мер, а Запад ограничился «предупредительными выстрелами в воздух» - это и стало причиной сегодняшней бычьей коррекции на фондовом рынке. По ее мнению, меры, которые приняты в отношении России, можно воспринимать скорее как «довесок» к уже существующим в РФ структурным экономическим проблемам. Впрочем, эксперт не исключает косвенного негативного влияния санкций - в основном за счет повышения стоимости заимствований.
При этом она предостерегла от шапкозакидательских настроений. «Российское правительство пока относится к западным санкциям достаточно легкомысленно. Не стоит, однако, забывать, что в скором будущем за предупредительными выстрелами может последовать реальный экономический «огонь». Российская экономика сейчас и без того находится не в лучшей форме, а перспектива ужесточения санкций, довлеющая над рынком, является мощным негативным фактором. Оценить реальные экономические последствия российско-украинского конфликта можно будет уже во втором квартале года», - уверена Юхтенко.
Как отметила заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова, серьезные экономические интересы в России пока не пострадали. «Расценить эти меры иначе, чем как попытку задеть лично президента Путина и его т.н. узкий круг, крайне сложно», - считает она.
По мнению Михаила Крылова из United Traders, Запад сейчас проверяет, что сильнее: политика или экономика. «В действительности, государственные интересы, даже политические, всегда объясняются экономически, и важны не сами интересы или ценности, а общность их восприятия. Если Запад продолжит идти по пути санкций, через один электоральный цикл крупный капитал опрокинет действующие правительства, вкладываясь в лоббизм более лояльных к России решений», - прогнозирует он.
По оценке эксперта, нынешние санкции оказались более масштабными, чем предполагал рынок, хотя до мер против целых секторов не дошло. «Не вижу оснований для оптимизма, потому что внутри России у госкомпаний почти исчерпаны возможности для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Дипломаты разных уровней сейчас успокаивают население. Их позиция обоснована, потому что рядовому вкладчику Сбербанка ничего не грозит, а крупный капитал должен был думать, в какие секторы и когда вкладываться», - отметил он.
Владислав Кузьмичев