Posted 15 апреля 2014, 14:12

Published 15 апреля 2014, 14:12

Modified 31 марта, 14:03

Updated 31 марта, 14:03

Эксперты: Снижение роста рынка - возможность сменить стратегию развития банковской системы

15 апреля 2014, 14:12

МОСКВА, 15 апреля. Портфель кредитов малому и среднему бизнесу продолжает показывать снижение роста. В 2013 году он увеличился на 15%. Рост по итогам 2012 года - 17%, в 2011-м - 19%, в 2010 году – 22%. Такие цифры озвучили в ходе ежегодной конференции «Финансы растущему бизнесу – 2014», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Причины снижения роста - стагнация экономики, торможение спроса на кредитные продукты из-за негативных ожиданий предпринимателей. Некоторые банки, со своей стороны, ужесточают требования к заемщикам и сокращают сроки кредитования. Участники рынка ждут положительных результатов от нового этапа развития механизмов государственной поддержки, в частности, создания федерального Агентства кредитных гарантий, которое будет способствовать увеличению объемов и сроков кредитования МСБ. Правда, эксперты прогнозируют, что эффект от влияния мер господдержки станет заметен не раньше 2015 года.

Вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Тихонов считает, что, несмотря на негативные тенденции, надо двигаться вперед и готовиться к росту рынка в перспективе. Банк не ужесточал требований к заемщикам и даже запустил новые проекты с повышенными рисками - Фонд венчурных инвестиций и «Экспресс-кредитование». «Мы долго думали: стоит - не стоит в такое время? Решили, что жизнь идет, надо пробовать и сейчас нарабатывать этот опыт», - отметил он.

По мнению члена совета директоров банка «Траст» Григория Варцибасова, трудные времена – хороший шанс пересмотреть стратегию. «Выиграют банки, которые способны предложить качественное обслуживание, с точки зрения не только предоставления кредитов, но и любых других услуг, которые нужны малому бизнесу», - считает он. «Траст» еще несколько лет назад ввел комплексные тарифы РКО для различных сегментов МСБ и постоянно модернизирует пакеты с учетом потребностей рынка. Именно это направление в банке считают перспективным: в России комиссионный доход банков составляет всего 16%, в то время как на развитых рынках он достигает 80%. «Удобного, качественного РКО глобально в России еще нет» - подчеркнул Варцибасов.

За комиссионными доходами - будущее, считает и вице-президент ВТБ-24 Анна Салманова. Второе важное направление - новые технологии и услуги. «Это то, на чем нельзя экономить, потому, что исключительно и за дистанционными каналами будущее, и за IT. Без этого невозможно не сократить издержки, ни сделать сервис удобным для клиентов». ВТБ 24 в 2013 году ввел новую платформу «Банк-клиент онлайн» и сейчас на нее перешли уже 94% клиентов. «Не стоит бояться кризиса, нужно настраивать свои кредитные продукты и процедуры с учетом меняющейся рыночной ситуации», - добавила Салманова.

Помимо оптимизации внутренних расходов и предложения клиентам полного спектра услуг, банкам стоит задуматься о введении образовательных и консультационных программ, считает вице-президент по развитию малого бизнеса Сбербанка России Сергей Борисов. Сейчас Сбербанк открыл около 200 центров развития бизнеса, в которых не только выдают кредиты, но и проводят лекции, семинары и т.д. В 2014 году представителям МСБ в обычных отделениях Сбербанка начнут предоставлять лизинговые услуги. «Банк должен быть компактный, удобный для клиента, процессы должны быть оптимальными», – считает Борисов.

По оценкам аналитиков, рост кредитных портфелей МСБ в 2014 году может пойти по двум сценариям. Согласно оптимистичному, ожидается увеличение на 10-12%, по пессимистичному - только на 6-8%, что связано с возможным закрытием части лимитов зарубежных рынков для российских предприятий и со снижением ВВП на 1-2%.

«За последнее время выросли курсы валют, цены на сырье заметно подскочили, что не может не оказывать давления на предпринимателей. Так или иначе, эти факторы повлияют на бизнес-климат в России, - отмечает Варцибасов. - Однако я не думаю, что ситуация будет патовой. Мы пережили 2008 год, поэтому трудности не пугают. Малый и средний бизнес тем и хорош, что может подстраиваться. Для него характерно быстрое принятие решений и гибкость».

Основные тренды 2014 года - усиление конкуренции, рефинансирование задолженности в сторонних банках, растущее влияние новых технологичных продуктов и услуг и переход на комплексное обслуживание клиентов.

Подпишитесь