Posted 14 марта 2014, 09:43
Published 14 марта 2014, 09:43
Modified 31 марта, 14:35
Updated 31 марта, 14:35
Новой антизападной эпохе не обойтись без великих проектов. И первый из них уже обнародован главой РЖД. Разобраться в нем невозможно, но ясно одно: Владимир Якунин запрашивает триллионы долларов и обещает чудо.
На первый взгляд, непонятно, из-за чего доклад, произнесенный начальником ОАО "РЖД" на президиуме РАН, вызвал такую бурю откликов. В основном, ироничных. Хотя было бы над чем смеяться. Понять, о чем эти 37 страниц, могут разве что те, кто разделяет философские принципы Владимира Якунина и работает с ним на одной волне. А их явное меньшинство. Для всех прочих этот текст – просто сумбурный набор заклинаний.
Рассказывается о каком-то ТЕПR («Транс-Евразийском поясе Razvitie»), который вроде бы должен пройти через весь Евро-Азиатский континент с востока на запад и превратиться в полосу невиданного процветания.
Ничего, даже отдаленно напоминающего бизнес-план, у Владимира Якунина нет. Да его и не должно быть. Ведь фундамент ТЕПR – духовность. Но цену вопроса автор легким намеком все-таки обозначил: «Трудно говорить об оценках стоимости, очевидно, что это стоимость в триллионах – и не наших рублей» .
И тут, наконец, можно включить логику. Если не «наших рублей», то чего? Иен? Нет. Иена еще дешевле, чем рубль. Юаней? Вряд ли. Юань несколько дороже, но заявленного Якуниным размаха не обеспечит. Остается доллар. Ничего не поделаешь, речь явно о нем. Правда, критика доллара и прогнозы о скорой и неминуемой его гибели – важнейший элемент философии Владимира Якунина. Но образ реальных долларовых потоков заманчив даже для философа.
Следующий вопрос: кто их даст? Нельзя сказать, что в докладе так уж внятно об этом сказано, но вроде бы эти триллионы долларов отстегнут богатые азиатские страны – Китай и Япония с Кореей, а также Евросоюз.
С какой стати они будут кидаться деньгами? В докладе об этом толком не сказано. Однако включим логику. Уже несколько лет и ОАО "РЖД", и власти РФ в целом уговаривают дальневосточные державы вложиться в российскую инфраструктуру, и в первую очередь - в железные дороги, чтобы потом гнать по ним свои товары в Европу. Успеха эти уговоры до сих пор не имели, но если в ТЕПR и есть хоть какой-то смысл, то именно этот.
Как раз тогда, когда Россия по приказу Кремля отворачивается от Запада и хочет слиться с Востоком в каком-то несуществующем едином «цивилизационном выборе», новым дальневосточным собратьям по духовности предлагается тот же самый проект, но только в более дорогом исполнении. Предполагается, что доверчивые азиаты под «духовным» соусом скушают все.
Именно поэтому так велик резонанс. Дело не в докладе, а в моменте его появления. Владимир Якунин, который считается одним из главных идеологов антизападного разворота, заполняет образовавшийся вакуум и предлагает свою альтернативу. Он уже давно, хотя и с переменным успехом, выбивает из российского бюджета безвозвратные инвестиции в Транссиб и БАМ. Теперь, когда отношения с Западом сворачиваются, финансированием российской транспортной сети должны заняться державы Азии — осталось только их уговорить это сделать.
Однако никаких новых поводов для этого у них нет. Есть только добавочные опасения. Вкладываться в инфраструктуру непредсказуемой державы, все сильнее конфликтующей с Западом, в надежде пользоваться ею потом для переброски своих товаров на Запад же - очень странная идея. И еще более странно выглядят предположения Якунина, будто Евросоюз тоже согласится поучаствовать в этом проекте.
Единственный способ обеспечить этой схеме некоторую убедительность – согласиться передать новосозданную евро-азиатскую инфраструктуру под контроль (а еще вернее - в полную собственность) какой-то внешней силе, достаточно могучей, чтобы кого угодно убедить в устойчивости всей этой системы.
Ясно, что такой силой может быть только Китай. Но вряд ли все же Владимир Якунин созрел для того, чтобы одномоментно преподнести российский суверенитет великому дальневосточному соседу. Оприходование суверенитета будет, видимо, происходить плавно и поэтапно, через серию «совместных» инфраструктурных проектов среднего размера, а не через один грандиозный.
Следовательно, якунинская восточно-духовная альтернатива, хоть и появилась вовремя, оказалась пустышкой. Восток ее не поймет, а если поймет, то не оценит. Между тем, Якунин-идеолог мог бы получить массу полезнейших практических советов от Якунина-бизнесмена.
В то время, как ОАО "РЖД" безуспешно призывает азиатов оплатить строительство железных дорог в Сибири, его дочернее предприятие «РЖД строй» поступает ровно наоборот: идет с казенными российскими деньгами в Азию и строит железные дороги там. Например, трехсоткилометровую одно- и двухколейку на индонезийском Калимантане, о начале возведения которой только что объявлено. Реальная встреча двух духовностей, российской и азиатской, в самом деле состоялась, хотя и произошла почему-то за пределами нашей державы.
Казалось бы, вот и отличный повод набраться бесценного духовно-делового опыта, чтобы потом перенести его в ТЕПR.
Но в том-то и проблема, что калимантанская дорога строится вовсе не особым, а совершенно банальным способом – с профессиональным планированием и кредитованием, с расчетами прибылей и убытков и со всем прочим, что является нормой и для Азии, и для всего цивилизованного мира.
Так что Якунин-бизнесмен не сможет помочь Якунину-идеологу. У них нет точек соприкосновения.
Сергей Шелин