Posted 12 марта 2014, 10:45

Published 12 марта 2014, 10:45

Modified 31 марта, 14:38

Updated 31 марта, 14:38

С Крымом – к Китаю

12 марта 2014, 10:45
Разрыв хозяйственных связей с Европой и Америкой не превратит Россию в новую Северную Корею. Наглухо закрыться от всего мира уже не получится. Просто зависимость от Запада сменится другой, гораздо более сильной.

Разрыв хозяйственных связей с Европой и Америкой не превратит Россию в новую Северную Корею. Наглухо закрыться от всего мира уже не получится. Просто зависимость от Запада сменится гораздо более сильной зависимостью от Китая.

«Штаты стратегически загнали нас в пасть китайскому дракону, получившему прекрасный шанс решить с нашей помощью свои ресурсные проблемы», - с грустью пишет известный аналитик, в целом вполне лояльный и провластный.

Не будем вдаваться в спор насчет того, кто кого загнал. Интересен сам тезис, на глазах приобретающий все большую популярность. Перед тем, как к нему вернуться, оценим последствия для нашей страны и для человечества в целом намечаемого сворачивания российско-западных экономических связей.

Сразу скажу, что исхожу из сравнительно умеренного по сегодняшним меркам сценария ближайших событий. А именно: овладения Крымом без вторжения в континентальную Украину. Не из-за того, что считаю эту перспективу единственно возможной, а потому, что остальные сценарии слишком мрачны, чтобы выводить из них какие-то долгосрочные прогнозы.

Можно довольно уверенно предположить, что платой за Крым для России станут лишь экономические санкции Соединенных Штатов и Евросоюза. Их возможный диапазон более или менее угадывается.

Повальное замораживание российских активов, аннулирование американских долговых обязательств, составляющих значительную долю международных резервов РФ, и прочее в том же духе не то чтобы совсем уж исключено, но пока не выглядит вероятным. Не в интересах американцев и, тем более, европейцев, так подрывать мировое к себе доверие. На что-либо подобное решатся пойти только в случае радикального обострения кризиса. Пока же под точечные удары могут попасть лишь активы отдельно взятых российских чиновников и приближенных к ним людей (потери которых оценивать не берусь), а также сложившиеся механизмы выдачи денег в долг российским предприятиям и банкам.

Это довольно чувствительный удар. Внешние долги РФ (в отличие от плавно снижающихся золотовалютных резервов, составляющих сейчас $493 млрд) уверенно растут. По подсчетам ЦБ, на 1 января 2014-го они достигли уже $732 млрд (год назад было $636 млрд, два года назад - $539 млрд). В основном это долги государственных и окологосударственных фирм и банков. Условием нормальной их работы давно уже стало взятие на Западе новых кредитов и пролонгация старых. И то, и другое вряд ли будет теперь перекрыто, но станет проблематичнее и дороже. Асимметричный ответ в виде отказа платить иностранные долги повлечет за собой уже действительно мощные санкции. Поэтому пока более вероятной выглядит схема помягче: корпорации просто переложат свои убытки на российского потребителя.

Теперь о самой торговле с Западом. Экономисты-пропагандисты глазьевской школы успокаивают публику рассуждениями о невероятной и вечной западной зависимости от российских нефтегазовых поставок и, соответственно, о заведомой неспособности от них отказаться. Это не совсем выдумка, но очень сильное преувеличение. Общий вес РФ в мировой торговле составил в 2013 году меньше одной двадцатой, а в торговле энергоносителями – одну седьмую. Это дает серьезное влияние, но не гегемонию.

В товарообороте Соединенных Штатов доля торговли с РФ – меньше 1%. Даже полный отказ от нее пройдет незамеченным для американской экономики. Другое дело - Европа. Примерно 30% потребления газа в Евросоюзе обеспечивается за счет российских поставок. Видно, насколько европейцы не хотят одномоментно лишиться этого газа. Но не надо строить иллюзий: в крайнем случае, возможно и такое. Европа дрогнет, но не рухнет. Конкуренция поставщиков на мировом энергорынке непрерывно растет, альтернативы есть. Более или менее возместить потерянное европейцы смогли бы уже к следующей зиме. Хотя явно предпочитают другой вариант: плавно и без резких движений уменьшать свою зависимость от энергопоставок из России. Движение в эту сторону началось еще до крымско-украинского кризиса и теперь наверняка ускорится. Через несколько лет при любом повороте событий Евросоюз будет покупать гораздо меньше российских энергоносителей. А при радикальном ухудшении отношений откажется от них вовсе, и уже без особого ущерба для себя.

Торговля – вещь обоюдная. Европейские товары валом валят в Россию, обеспечивая примерно 40-45% импорта. Выдержит ли Европа потерю российского рынка? Бравурные утверждения, будто она этого якобы не вынесет – пропагандистская гипербола. Весь экспорт Евросоюза, не учитывающий гигантскую торговлю между странами этого объединения, приблизился в 2013-м к $2,3 трлн и составил лишь одну седьмую от европейского ВВП. Примерно одна пятнадцатая из этой одной седьмой (больше $140 млрд) приходится на экспорт в Россию. Много - однако не так уж критично для Европы. Особенно, если уход из России будет плавным и займет несколько лет. Евросоюз похнычет, но устоит, а вот нашей державе придется полностью перестраивать внешнюю торговлю.

Мысль о том, что эту торговлю можно просто свернуть, хоть и близка нашим изоляционистам, никогда ни за что не отвечавшим и привыкшим жить в собственных болезненных грезах, является утопией. Без ввоза товаров, оборудования и технологий может прожить Северная Корея. Но Россия - гораздо более продвинутая страна. Рухнуть так низко она вряд ли сможет, даже если власти станут усиленно добиваться именно этого. До северокорейских стандартов никогда не опускалась, к примеру, Сербия, хотя много лет прожила под экономическими санкциями. Что же до России, то эти санкции, даже и в радикальном исполнении, вряд ли окажутся всемирными — они будут исходить лишь от Запада.

Теперь вернусь к тому, с чего начинал. Отношение официального Пекина к крымско-украинскому кризису пока отстраненно-философское. Новый киевский режим не может ему нравиться - хотя бы в силу своего революционного происхождения. Нарушение принципа территориальной целостности тоже не может быть ему по душе, но вряд ли вызывает острые переживания. Ведь собственную целостность китайские власти собираются защищать не международными актами, а стремительно растущей военной силой. Только в нынешнем году военные расходы КНР, по официальным и, скорее всего, заниженным данным, увеличиваются на очередные $15 млрд. И это делается запросто, почти играючи. Аналогичным порядком поднять российские военные траты на 500–600 млрд руб. можно только путем крайнего напряжения сил - и уж точно невозможно выдерживать такой темп хотя бы пяток лет.

Понятно, что Кремль просит сейчас китайцев о поддержке — больше ведь некого. Неизвестно, удастся ли вывести Пекин из состояния привычной для него сдержанности, и какую плату он за это возьмет. Но уж в любом случае вряд ли откажется оприходовать то, что само идет в руки.

Ввоз китайских товаров в Россию приближается к $60 млрд (всего 2,5% китайского экспорта). Увеличить объемы до $200 млрд или более (т.е. округленно до 10%) и «заместить» ввоз товаров из Европы и Америки не составило бы для могучей китайской экономики никаких проблем. Правда, это замещение возможно пока не по всем товарным группам. Но технологический прогресс Китая делает стремительные успехи, и скоро он сможет снабдить Россию буквально любыми товарами. А что касается ширпотреба всех категорий, то его сколько угодно уже сейчас. Даже если изделия, легально выпускаемые в Китае под мировыми брендами, станет неудобно ввозить в Россию, существует еще и гигантская индустрия подделок, которая даст российским потребителям все, к чему они стремятся, хотя соотношение цена/качество будет, естественно, другим.

Но у этого потенциального благолепия есть и теневая сторона. Даже сегодня экспорт российских товаров в Китай ($40 млрд) не закрывает импорта. А если следовать вышеприведенному прикидочному расчету, его надо увеличить еще раз в пять.

Китайские закупки нефти на мировом рынке достигли 6 млн баррелей в сутки. Весь российский нефтеэкспорт – около 5 млн баррелей. Казалось бы, вот вам и решение. Но перебросить эти потоки на Дальний Восток - очень дорогая затея, а у Китая есть другие поставщики. Когда продавцов много, а покупатель всего один, приходится соглашаться буквально на все его требования. Бесконечно долгие дискуссии китайцев с «Роснефтью» об условиях нефтяных поставок уйдут в прошлое. Никакого пространства для маневра у российских поставщиков больше не будет.

Природные ресурсы нашей державы найдут, наконец, настоящего потребителя и станут подлинным фундаментом мощи Поднебесной. Со временем придется, возможно, свернуть российскую металлургию - она конкурирует с китайской на внешних рынках. Развитие оборонной промышленности тоже придется приспосабливать к нуждам взыскательного партнера. В конце прошлого года Янукович санкционировал создание огромной китайской экономической зоны в Крыму (подробнее об этом читайте здесь). Теперь забота о продвижении китайских интересов на крымской земле естественным порядком перейдет к Москве.

И это только некоторые особенности пересадки в лодку к партнеру, который гораздо сильнее и в экономическом, и в военном плане. На самом деле, их гораздо больше. Зато желто-голубой флаг будет сброшен со всех крымских флагштоков.

Сергей Шелин

Подпишитесь