Posted 28 февраля 2014, 15:47
Published 28 февраля 2014, 15:47
Modified 31 марта 2024, 14:48
Updated 31 марта 2024, 14:48
Независимость Крыма обойдется российским налогоплательщикам примерно в $300 млн ежегодно. И это не считая необходимых инвестиций в развитие экономики региона, а также возможных дополнительных затрат, если конфликт примет более жесткую форму.
«Усложнение ситуации на Украине с новыми акцентами на Крым заставляет инвесторов все больше сокращать объемы рискованных активов, в том числе и российских», - сообщила руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. По ее словам, в иностранных СМИ Россия преподносится как военный агрессор. В итоге Украина, скорее всего, обратится за помощью к западным странам, что создаст неблагоприятные условия для дальнейшего роста российских фондовых индексов.
Впрочем, рубль и индексы падают в последнее время и без помощи Украины. Иностранные инвесторы в принципе выводят деньги с развивающихся рынков в надежде на рост в США и Европе. Однако ситуация вокруг Крыма, безусловно, будет разыграна финансовыми спекулянтами на полную катушку, и Центральному банку придется очень постараться, чтобы падение стало лавинообразным. Об угрозах, которые несет обесценение рубля, банкиров уже предупреждают чиновники из разных федеральных ведомств.
Тем не менее, развитие ситуации вокруг Крыма оставило Кремлю не такое уж большое поле для маневра. Не реагировать нельзя — вредно для имиджа, а резкая реакция чревата самыми неприятными последствиями. Однако искушение вернуть Крым или хотя бы отделить его от Украины очень велико. Помимо прочих политических факторов, это позволит закрыть глаза на явное ухудшение экономической ситуации в России.
В то же время, прямое военное вмешательство России в дела Украины (вероятность которого эксперты оценивают как крайне низкую) чревато катастрофическими экономическими последствиями. По оценке аналитика рейтингового агентства RusRating Максима Плешкова, помимо скатывания в новую холодную войну, это может привести к международной изоляции России, в том числе в международной сфере, и невозможности привлечь иностранные инвестиции, за которые до недавнего времени так упорно боролась российская власть. Среди других негативных последствий эксперт назвал чрезмерную нагрузку на бюджет, связанную с ростом военных и прочих миротворческих расходов, потерю контроля над украинским транзитом нефти и газа в Европу, безвозвратную потерю $30 млрд украинского долга и дополнительную девальвацию рубля.
При этом экономических плюсов от такого шага не много, полагает Плешков. Первый — это сохранение гражданской и экономической стабильности как на границе, так и внутри страны, в том числе недопущение потоков беженцев с Украины в приграничные области России и экспорта дестабилизирующих настроений вглубь России. Второй — сохранение экономических связей с промышленными предприятиями Юго-Востока Украины.
По оценке эксперта, на текущем этапе со стороны России наиболее вероятно применение "мягкой силы" в Украине, предполагающей давление СМИ, финансовую и политическую поддержку пророссийских политиков, поддержку референдумов о неподчинении текущей украинской власти (вплоть до отсоединения), выдачу всем желающим российских паспортов, поддержку финансами, оружием, инструкторами и т.д. различных пророссийских спецподразделений, состоящих из украинских граждан – жителей России, использование легитимности Януковича как президента, получившего убежище в РФ. «На данный момент это гораздо более эффективные методы для защиты интересов России в связи с украинским кризисом, в том числе экономических», - заявил Плешков.
Такой вариант, как полагают эксперты, будет стоить России не очень дорого. По оценке главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, пока украинская «революция» обошлась в $100 млн. Теперь, уверен эксперт, России надо вкладываться в очередной политический цикл на Украине, поскольку у новой власти шанс продержаться долго тоже невелик - стране грозит экономический коллапс. «Ющенко тоже начинал с Майдана, а закончил 5% голосов на выборах. Здесь будет то же самое. Но эпоха Ющенко закончилась тем, что мы поддержали Януковича, потому что в Кремле решили, что это пророссийский политик. Если мы сделаем такую же ошибку, будем все время в том же цикле существовать», - считает он.
Сейчас внешний долг Украины составляет около $140 млрд. Чтобы платить зарплаты бюджетникам и пенсии, придется распродавать активы, в том числе ту самую газотранспортную систему, над которой тряслись все предыдущие украинские правители, но так и не смогли решить, кому же подороже продать эти ржавеющие трубы. В противном случае дефолт неизбежен.
Вариант "мягкой силы" хотя и будет стоить дешевле революции, но предполагает дальнейшие весьма высокие расходы. В 2013 году дотации и субвенции Крыму из государственного бюджета составили около 3 млрд гривен — примерно $300 млн по нынешнему высокому курсу. Эти расходы, очевидно, придется взять на себя России, если она ставит себе конечной целью возвращение полуострова. Также необходимо будет предусмотреть расходы на строительство транспортных артерий и обеспечение Крыма водой. К тому же, очевидно, что напряженная политическая ситуация приведет к резкому снижению туристического потока, а доходы от туризма занимают значительную долю в бюджете автономной республики. Впрочем, возможно, удастся проложить газопровод «Южный поток» ближе к полуострову, что снизит расходы на его строительство и даст дополнительные доходы в региональный бюджет.
Правда, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что у России пока просто не хватает воли для решительных действий. «Отсутствие реакции со стороны России на этот переворот и предшествовавшие события представляется достаточным аргументом для того, чтобы предположить, что никакой реакции не последует. Когда в Крым приедут каратели с Западной Украины, сменят крымских татар и начнут штурмовать нашу базу, вынужденная оборона будет расценена как агрессия против независимой и демократичной Украины, а также, может быть, против стран НАТО», - предсказывает эксперт.
По его мнению, для того, чтобы российские власти приняли активное участие в судьбе русскоязычного населения на полуострове, необходимо «наличие в России государственности, которое обладает какими-то идеалами и ценностями, отличными от зарабатывания денег». «Пока в России я такой государственности не замечаю», - резюмировал эксперт.
Владислав Кузьмичев