Posted 18 февраля 2014, 12:40

Published 18 февраля 2014, 12:40

Modified 31 марта, 14:58

Updated 31 марта, 14:58

Мимо глобального роста

18 февраля 2014, 12:40
Чуть больше чем за год Россия потеряла примерно десятую часть своих золотовалютных резервов. Индекс промышленного производства падает, прогнозы по ВВП - снижаются, капиталы бегут из страны. Такова цена сырьевой модели экономики.

Российская экономика продолжает замедляться. По данным Росстата, в январе 2014 года индекс промышленного производства составил 99,8% по сравнению с январем 2013-го. Относительно декабря падение было еще более впечатляющим — 81,2%, но тут сказалась разница в количестве рабочих дней.

Опрошенные «Росбалтом» эксперты пока осторожно относятся к тому, возможна ли вторая волна мирового кризиса, однако большинство прогнозов - не слишком оптимистичные.

По мнению ряда зарубежных экономистов, в том числе известного «паникера» Нуриэля Рубини, сейчас существует ряд перегретых рынков недвижимости. Среди стран, подвергающихся опасности, Рубини выделяет Швейцарию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Францию, Германию, Канаду, Австралию, Новою Зеландию и Соединенное Королевство. В развивающихся странах, по его мнению, рынки раздуты в Гонконге, Сингапуре, Китае и Израиле, а также в основных городских центрах Турции, Индии, Индонезии и Бразилии.

«Во многом ситуация схожа с 2008 годом, но не до конца. Вопрос в том, способны ли рынки недвижимости сыграть роль спускового крючка, и найдется ли рука, готовая нажать на этот крючок. Стоит помнить также про примерно $2,3 трлн, хранимые в настоящее время на депозитах на счетах Федрезерва США», - отмечает старший аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Максим Плешков.

Основной макроэкономической проблемой России, по его оценке, является отсутствие экономической модели роста, основанной не на сырьевых ценах. Постепенное сворачивание политики "количественного смягчения" вызвало вывод капитала из России и ослабление рубля. Главной ошибкой ЦБ Плешков считает раздачу денег банкам во втором полугодии 2013 года, которая осуществлялась для стимулирования кредитования и экономического роста страны, однако наложилась на валютные интервенции для поддержания курса рубля. «Значительная часть денег, направляемая банкам, во-видимому, уходила на валютный рынок. То есть ЦБ в одно и то же время осуществлял взаимоисключающие операции», - отметил эксперт.

Проблемы экономики уже отчетливо видны в логистике. По данным коммерческого директора FM Fresh (подразделение компании FM Logistic) Дарьи Фалиной, «растут стоки товаров на складах, уменьшаются операции на отгрузку». «Среди транспортников пессимизм на рынке присутствует повсеместно, как со стороны перевозчиков, так и со стороны заказчиков», - подтверждает генеральный директор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников. По его словам, вектором для построения отношений в отрасли выбран курс на снижение издержек и оптимизацию затрат.

Ситуацию в отрасли осложняют несколько факторов. Так, стоимость заемных средств для отечественных компаний в 2 и более раз выше чем на Западе. Плюс высокий уровень реальной инфляции, слабость национальной валюты, стагнация в области промышленного производства, отсутствие отечественных технологических преимуществ (НИОКР, оборудования, технологий, IT-решений), колебание стоимости топлива, высокая стоимость активов. «Объективно ведение деятельности становится все более сложным, маржа падает, при этом после последних кризисных периодов собственных резервов на рынке нет практически ни у кого. Для развития транспортно-логистической отрасли, которая очевидно является одним из драйверов экономики России, необходима государственная поддержка и крупные долгосрочные инвестиции в индустрию и в инфраструктуру. Недостаточно развито и функционирует государственно-частное партнерство, условия для бизнеса на сегодняшний день не являются привлекательными. В условиях предстоящей девальвации рубля и отсутствия перспектив экономического роста растут риски управления собственными средствами и транспортными активами также растут», - отмечает Шляпников.

Аналитик FIBO Group хотя и не верит в то, что в мировой экономике может возникнуть вторая волна кризиса, прогнозирует, что происходящие сейчас изменения будут негативными для России. «В ближайшие пять лет будут идти процессы роста старых экономик и уменьшение их зависимости от развивающихся стран, в том числе России и даже Китая. Эти изменения будут негативными для РФ, поскольку роста экспорта энергоносителей не будет, а цены будут либо снижаться, либо стабилизируются. Как мы видим по 2014 году, такая ситуация приводит к кризисным явлениям в российском бюджете, который сидит на пресловутой «нефтяной игле». Уменьшение притока валюты, продолжающийся отток капиталов и большая доля импортных товаров неизбежно приводят к падению рубля. В некотором роде повторяется ситуация начала 1990-х годов, хотя и в куда более мягком варианте», - считает он.

Большие резервы, созданные благодаря нефтяному изобилию и спасшие Россию от серьезного кризиса в 2008-2009 годах, сейчас постепенно тают. С начала февраля золотовалютные резервы России уменьшились на $8,7 млрд, показав минимальное значение 2011 года. Всего же с начала 2013 года резервы России уменьшились на $47,4 млрд — примерно на 10%. А на днях аналитики Moody's выпустили новый прогноз, в котором ухудшили свою оценку перспектив России: в 2014 году они ожидают роста российского ВВП на уровне лишь 1,5-2,5%.

Владислав Кузьмичев

Подпишитесь