Posted 18 ноября 2013, 10:25

Published 18 ноября 2013, 10:25

Modified 31 марта, 16:19

Updated 31 марта, 16:19

«Мечел» просчитался с ЗМЗ

18 ноября 2013, 10:25
В группе "Мечел" открестились от решения проблем Златоустовского металлургического завода. Откажутся ли теперь структуры Игоря Зюзина от инициированной ими же процедуры банкротства предприятия?

В группе «Мечел» официально открестились от решения проблем Златоустовского металлургического завода (ОАО «ЗМЗ», Челябинская область). Откажутся ли теперь структуры Игоря Зюзина от инициированной ими же процедуры банкротства предприятия и спишут ли заводу долги на полмиллиарда долларов, возникшие за 4 года сотрудничества с «Мечелом»?

В минувшую пятницу губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что принадлежащий предпринимателю Игорю Зюзину холдинг «Мечел» не желает принимать решение о судьбе банкротящегося Златоустовского металлургического завода. По его словам, «руководство «Мечела» оказалось не готово к принятию консолидированного решения, уклоняясь от встреч и контактов». В ответ на это пресс-служба «Мечела» распространила в СМИ скупое официальное заявление о том, что компания «не является собственником предприятия и не может нести ответственность за судьбу ЗМЗ». При этом ранее стратегическое партнерство «Мечела» и ЗМЗ не опровергалось, а в отдельные периоды даже преподносилось как особое достижение.

Напомним, что входящий в группу «Мечел» Челябинский Металлургический комбинат (ЧМК) стал партнером ЗМЗ в 2009 году по инициативе тогдашнего губернатора Челябинской области Петра Сумина. Произошло это вскоре после того, как рабочие комбината, столкнувшегося с серьезными финансовыми проблемами, объявили голодовку и обратились напрямую к тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину. Вот лишь несколько цитат из новостей 2009 года. Челябинское издание «Медиазавод» описывало ситуацию в таких выражениях: «Судьба завода благополучно решена, его передают в хорошие руки. Правительство Челябинской области, Челябинский металлургический комбинат и Златоустовский металлургический завод становятся партнерами долгосрочного соглашения, в котором по пунктам оговариваются все детали их совместного долговременного сотрудничества... Решение о партнерстве было принято на встрече губернатора Челябинской области Петра Сумина с руководством Челябинского металлургического комбината, группы «Эстар» и Златоустовского металлургического завода. На встрече присутствовали... представитель губернатора на ЗМЗ Владимир Елистратов, генеральный директор ООО УК «Мечел» Андрей Дейнеко, депутат Госдумы Вадим Варшавский, представители силовых структур Челябинской области. Судьба ЗМЗ никого не оставила равнодушным».

«Мечел подтянет отстающих», - сообщала в августе 2009 года газета «РБК-Дэйли». «Мы полагаем, что данное сотрудничество для «Мечела» может быть частью «социальной ответственности бизнеса», к которой российских предпринимателей активно призывал Владимир Путин»— рассуждал по этому поводу аналитик «Арбат Капитала» Артем Бахтигозин.

В 2010 году взаимоотношения между ЗМЗ и ЧМК оставались безоблачными. «Челябинское ОАО «Златоустовский металлургический завод» (ЗМЗ, входит в ГК «Эстар») в январе-апреле 2010 г. увеличило выплавку стали на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 80 тыс. т», - отмечало отраслевое издание «Металлоснабжение и сбыт». «Производство проката составило 110 тыс. т, что в 3,4 раза больше, чем в январе-апреле 2009 г. Только в апреле производство товарного проката увеличилось по сравнению с мартом на 16%, а выплавка стали — на 14%, уточняют на заводе. Значительно вырос спрос на нержавеющий металлопрокат, сложнолегированный сортамент и продукцию 4-го передела — сталь со специальной отделкой поверхности».

Месяцем позже, в мае 2010 года, СМИ даже сообщали о том, что «Мечел» может купить Златоустовский металлургический завод. И хотя в самой группе «Мечел» тогда заявили, что «речи о покупке ЗМЗ пока не идет», начальник отдела по связям с общественностью металлургического гиганта Екатерина Видеман прозрачно намекала, что «Мечел» «всегда рассматривает различные возможности расширения бизнеса, и мы не исключаем такой возможности в будущем».

Какие именно «возможности расширения бизнеса» имелись ввиду - стало ясно годом позже. Как выяснилось, уже тогда самый закредитованный металлургический холдинг России сам охотно одалживал владельцу ГК «Эстар» деньги. Причем в таких объемах, что у наблюдателей возникали резонные сомнения в возвратности этих кредитов. В итоге к ноябрю 2011 года предприятия «Эстара», в том числе и многострадальный ЗМЗ, оказались должны структурам Игоря Зюзина порядка $945 млн. Тогда же впервые зазвучали предположения о том, что «Мечелу» теперь незачем покупать эти активы - гораздо проще получить над ними контроль через процедуру банкротства, попутно избавившись от убыточных направлений и проведя массовые сокращения.

Мрачные прогнозы экспертов начали сбываться уже в начале 2013 года. К этому моменту «Мечел» столкнулся с настолько серьезными финансовыми проблемами, что имидж «социально ответственного» бизнесмена, по всей видимости, стал Игорю Зюзину не по карману. Сначала по инициативе «Мечела» было официально объявлено о разрыве ранее широко разрекламированного партнерства с ЗМЗ, а затем, 14 октября 2013 года, ООО «Салиса», связанное с «Мечелом», подало в челябинский областной арбитраж иск о банкротстве златоустовского предприятия. Первое заседание по нему намечено на 21 ноября.

Губернатор Михаил Юревич немедленно заявил о том, что областное правительство намерено взять процедуру банкротства ЗМЗ под свой контроль. В регионе был создан специальный штаб по спасению завода, который возглавил вице-премьер Иван Феклин. Комментируя предыдущий период в истории предприятия, глава региона дал ему такую оценку: «Проблемы на заводе возникли не сегодня и даже не вчера. С конца девяностых постоянно меняются собственники, сокращается коллектив. Были времена, когда завод работал стабильно, выдавая около $5-6 млн прибыли ежемесячно. Однако потом предприятие было продано, на завод набраны кредиты на 15-17 млрд рублей, которые непосильны для него. После этого завод был передан челябинскому «Мечелу» по просьбе тогдашнего губернатора Петра Сумина, что стало стратегической ошибкой».

В итоге для структур Игоря Зюзина, по всей видимости, сейчас существуют лишь два относительно безубыточных варианта решения проблемы с ЗМЗ, т.е. исправления этой "стратегической ошибки" с минимальными потерями для себя (но не для самого предприятия).

Вариант первый - продолжить инициированную «Салисом» процедуру банкротства, на выходе из которой получить ликвидные остатки в виде пригодного к дальнейшей эксплуатации оборудования и земельного участка. Кстати, слухи о том, что «Мечел» намерен вывезти с ЗМЗ наиболее ценное оборудование, уже возникали. Однако в этом случае о продолжении производства на златоустовской площадке (а значит, о сохранении рабочих мест и выполнении социальных обязательств перед городом и областью) речи не идет. Безусловно, такое развитие событий явно не устроит ни областную власть, ни федеральный центр, которые заинтересованы в недопущении социальной нестабильности в одном из крупнейших промышленных городов южноуральского региона.

Вариант второй - диктовать группе «Эстар» такие условия по передаче ЗМЗ новому управляющему, которые позволили бы «Мечелу» не просто выйти из этого проекта без потерь, но еще и немного заработать. Именно этим можно объяснить колоссальные различия в называемой сегодня «цене вопроса»: если власти (вероятнее всего, с подачи потенциальных стратегических партнеров) называют максимальную цифру в 1,5-2 млрд руб., то, по оценкам металлургического холдинга, суммарная стоимость ЗМЗ составляет порядка 9,4 млрд руб. Кроме того, выдвигаются условия о погашении долговой нагрузки в 17-18 млрд, - значительная часть из которой, напомним, была сформирована за годы «взаимовыгодного партнерства» с «Мечелом». По этой схеме компания Игоря Зюзина (которая официально свой интерес в судьбе ЗМЗ теперь не признает) могла бы получить от продажи актива очень неплохие деньги, которые сейчас ей жизненно необходимы.

Мало того, по некоторым сведениям, одним из выдвигаемых условий является предоставление бюджетных гарантий под соответствующие обязательства. Т.е. по сути, расплачиваться за неудачную историю «спасения ЗМЗ» предложено Челябинской области и ее налогоплательщикам. По мнению заместителя председателя областного правительства Ивана Феклина, «условия, которые выдвигает «Мечел», похожи на шантаж, попытку решить свои финансовые проблемы за счет жителей Южного Урала».

Наблюдатели теперь гадают, является ли прозвучавший накануне официальный отказ «Мечела» от участия в решении проблем ЗМЗ очередным проявлением предполагаемого «шантажа», или же, напротив, может рассматриваться как капитуляция. Ведь если компания Игоря Зюзина действительно будет последовательна в своем желании не иметь к проблемам ЗМЗ никакого отношения, она должна отозвать иск о банкротстве, отказаться от истребования многомиллиардного долга и принять любую схему решения кризисной ситуации, которая будет предложена другими ее участниками.

Это было бы для «Мечела» пресловутым «третьим вариантом». Безусловно, последовательный отказ структур Ингоря Зюзина от дальнейшего участия в судьбе ЗМЗ повлечет для «Мечела» дополнительные убытки. Но на фоне глобальных проблем группы, долг которой сегодня уверенно приближается к $10 млрд, списание нескольких миллиардов рублей представляется наименьшим из зол. Репутационные потери, которыми чревата дальнейшая эскалация напряженности в Златоусте, могут обойтись в десятки раз дороже.

Андрей Михайлов

Подпишитесь