Posted 19 августа 2013, 05:10

Published 19 августа 2013, 05:10

Modified 31 марта, 17:43

Updated 31 марта, 17:43

Захват собственности: банковский метод

19 августа 2013, 05:10
Мировой финансовый кризис породил не только повышенную потребность бизнеса в заемных средствах, но и его особую зависимость от банковских структур. Кризис закончился, а банковское рейдерство стало распространенным явлением, сообщают СМИ.

Мировой финансовый кризис породил не только повышенную потребность бизнеса в заемных средствах, но и его повышенную зависимость от банковских структур. Кризис закончился, а банковское рейдерство как способ захвата чужой собственности без применения грубой силы, совсем как у Остапа Бендера, стало распространенным явлением. В эту схему включается и административный ресурс, которым обладают многие крупные банки. Когда действия банкиров находят прикрытие в правоохранительных органах и лоббируются представителями власти, противостоять им трудно вдвойне.

Отдельные случаи захвата собственности с участием банков отмечались еще до мирового финансового кризиса, но именно кризис привел к резкому росту банковского рейдерства. Уже в 2009 году Национальный антикоррупционный комитет России обнародовал доклад «Незаконный захват собственности с участием банков в ситуации финансового кризиса», подготовленный совместно с группой компаний «Фоэникс». В нем, в частности, отмечалось, что «ослабление реального сектора экономики и структур распределения финансовых потоков привели к тому, что на рынке сильными стали игроки, имеющие доступ к распределению дефицитных денежных ресурсов. Соответственно, у сильных игроков, в том числе коррумпированных, появились соблазн и инструменты для отъема активов у более слабых».

Еще тогда эксперты назвали четыре схемы захвата собственности с участием банков. Это создание прав на заложенное имущество, принуждение к сделке, создание прав на предмет лизинга и создание прав по договору РЕПО. Авторы исследования обратили внимание на то, что действия по их реализации могут быть инициированы не только сотрудниками банка, но и извне – недобросовестными представителями государственных органов, в том числе и сотрудниками правоохранительных органов. Кроме того, «в банках или при банках могут формироваться специализированные смешанные по составу группы, которые будут выбирать из кредитного портфеля банка «пригодные» активы и реализовывать их захват по указанным схемам при поддержке банка».

И хотя кризис канул в лету, новые способы отъема собственности не только не ушли с ним в прошлое, но и стали развиваться. Причем, рейдеры обращают свой интерес не только на крупный, средний и малый бизнес, но и даже на простых граждан. В 2011 году Национальный антикоррупционный комитет опубликовал еще один доклад «Доминирование банковского рейдерства как тенденция в захвате и переделе собственности в России в период 2009-2011 гг.», в котором представленные ранее схемы были подробно проиллюстрированы примерами банковского рейдерства.

Одной из показательных является история отношений между ООО «Форсаж» и «Джей энд Ти Банк». На основании сфальсифицированного, подложного, по оценке экспертов и заявителя, кредитного дела в отношении генерального директора ООО «Форсаж» Ухова С.Г. было возбуждено уголовное дело по ст. 176, ч.1 УК РФ. Это было сделано с целью оказания давления и склонения к подписанию соглашения об отступном с передачей предмета залога в отступное кредитору – «Джей энд Ти Банку».

Еще один классический случай. В течение 2006-2008 годов «Альфа-Банк» выдал несколько кредитов на общую сумму 143 млн долларов США, в рамках которых выступал поручителем Александр Сенаторов. Причем схема кредитования включала в себя официальную и неофициальную части. В 2009 году по однодневной просрочке оплаты текущего платежа по кредиту «Альфа-банк» обратил взыскание на заложенные векселя. У заемщика были изъяты векселя, которые должны были быть предметом договора мены векселей на акции компании заемщика, что фактически сделало договор мены (обратного выкупа) неисполнимым со стороны заемщика.

В результате полный контроль над компанией-заемщиком перешел структурам, подконтрольным «Альфа-банку». Для создания препятствий поручителю Сенаторову в защите его прав «Альфа-банк» уступил права требования по кредитному договору и дополнительным договорам компании «Дейлмонт Лимитед». От ее имени и осуществлялось взыскание суммы долга. Кроме того в отношении поручителя была развернута также уголовная линия: ст. 186 ч. 2 УК РФ (изготовление и сбыт поддельных векселей).

Оба эти примера показывают, что банки могут изначально выстраивать отношения с заемщиком, преследуя такие цели как захват собственности или двойное взыскание. И хотя все способы отъема собственности при участии банков уже хорошо известны, появляются все новые жертвы «финансового терроризма».

В Новосибирске, к примеру, сейчас развивается ситуация нового формата – с участием иностранного банка – "Народного банка Казахстана" (Халык Банк). Начиная с 2006 года, «Народный сберегательный банк Казахстана» открыл для компаний новосибирской ГК «Успех» в общей сложности три кредитные линии на сумму в 103 млн долларов. Средства предназначались для строительства двух торгово-развлекательных центров в Новосибирске – «Ройял Парк» и «Голден Парк». Поначалу отношения сторон строились на взаимопонимании, но в 2008 году в банке сменился топ-менеджмент, и от этого взаимопонимания не осталось и следа. Новосибирские бизнесмены до 2011 года выплатили в счет погашения и обслуживания долга почти 43 млн долларов. Однако общий объем задолженности не только не снизился, но и странным образом вырос, достигнув почти 113 млн долларов. Банк не стеснялся поднимать процентные ставки и требовать от российской компании существенную комиссию от суммы предоставленного финансирования.

ГК «Успех» была вынуждена инициировать собственное банкротство. Между тем, в российских судах рассматриваются споры между «Народным банком Казахстана» и ЗАО «Автоярус-Инвест» и «Оргстрой», которые входят в ГК «Успех». По ряду из них приняты решения, которые еще не вступили в силу. Арбитражный суд Москвы, к примеру, отказался удовлетворить исковое требование банка о взыскании с ЗАО «Оргстрой» 28,9 млн долларов. Суд посчитал кредитный и залоговый договоры ничтожными, поскольку банк не имел права на осуществление банковской деятельности в России.

По мнению эксперта казахстанской юридической компании Linkage & Mind LLP Ержана Манасова, озвученному в СМИ, это решение имеет четкое юридическое обоснование, ведь согласно российскому законодательству казахстанский банк не мог выдавать кредиты российским компаниям, не имея банковской лицензии в России.

Опрошенные изданием российские эксперты солидарны в том, что у казахстанского банка нет шансов оспорить такое решение арбитража в свою пользу. Интересно, что «Народный банк Казахстана» упоминался в российских СМИ в связи с другой историей, которую нельзя назвать полезной для имиджа солидного кредитного учреждения. В прошлом году в Свердловской области прокуратура возбудила уголовное дело по факту передачи банку земель Минобороны, находящихся под грифом «секретно». Эти земли были переданы в оперативное управление Уральскому юридическому институту МВД, а позже оказались в залоге у «Народного сберегательного банка Казахстана». А казахстанский информационно-аналитический портал «Республика» сообщил о том, что «Народный банк Казахстана» использует схему, аналогичную новосибирской, при кредитовании строительства второй очереди ТРЦ «Мега» уже у себя на родине. На кредитной «удочке» с ее помощью оказались активы казахстанского бизнесмена Нурлана Смагулова.

В судебных тяжбах с ГК «Успех» «Народный банк Казахстана» опирается не только на законодательство, но и на административный ресурс. Так, посол Казахстана в России Галым Оразбаков направил председателю Высшего Арбитражного суда РФ Антону Иванову письмо, в котором он сокрушается по поводу решений судов, признавших правоту российской компании, и просит «оказать содействие в обеспечении законности и беспристрастности» при рассмотрении дел «Народного сберегательного банка Казахстана». В Новосибирск тем временем, по нашим данным, приехали проверяющие из МВД РФ. Их цель – проверка высокопоставленных лиц регионального ГУ МВД РФ. Есть сведения о том, что по просьбе казахстанского банка новосибирские полицейские пытались оказать давление на судей Арбитражного суда Новосибирска.

Появление в этой истории лоббистов, похоже, и есть верный признак рейдерства. Остап Бендер, который знал много способов отъема денег, но не имел таких покровителей, отдыхает.

Подпишитесь